Янсенизм (СИЭ, 1976)

ЯНСЕНИЗМ - религиозно-философское течение в католицизме, возникшее после выхода в свет в 1640 году книги К. Янсения "Августин…". В янсенизме, воспринявшем некоторые черты протестантизма, нашло выражение стремление к пересмотру догм позднего католицизма, в частности этических принципов и практики иезуитов. Янсенисты настаивали на возвращении к учению Августина о предопределении и первородном грехе, подвергая критике позднекатолическое представление о свободе воли. После запрещения книги Янсения (булла папы Урбана VIII "In eminenti", 1642 год) во Франции, в монастыре Пор-Рояль возникла первая община янсенистов во главе с аббатом Сен-Сиранского монастыря Жаном Дювержье де Оранн. Значительную роль в общине играли члены семейства Арно (особенно Антуан Арно - ученый богослов, доктор Сорбонны). Деятельными членами общины были известные проповедники, профессора, писатели и философы, в т. ч. Б. Паскаль. К янсенизму примыкал драматург Ж. Расин. Женскую янсенистскую общину возглавляли Анжелика Арно и сестра Паскаля - Жаклин. Влияние янсенизма охватило значительные круги буржуазии и некоторой части аристократии. При Пор-Рояле была открыта школа, в которой преподавали лучшие педагоги. Иезуиты повели упорную борьбу против янсенизма. В 1653 году янсенизм был осужден и признан еретическим (булла папы Иннокентия X "Cum occasione"). В 1656 году это осуждение было подтверждено папой Александром VII (булла "Ad sacram"). Паскаль опубликовал серию памфлетов, в которых подверг убийственной критике мораль и политическую практику иезуитов ("Письма к провинциалу", 1656-57); памфлеты были осуждены особым судом, который объявил, что книга подлежит сожжению, так как содержит еретические положения янсенизма, оскорбляет не только докторов богословия и некоторые монашеские ордена (иезуитов), но также папу и епископов. Новое обострение в этой борьбе имело место в конце 17 - начале 18 веков. В 1705 году по настоянию иезуитов, поддержанных королем Людовиком XIV, папа Климент XI издал новую буллу против янсенизма. ("Vineam Domini"), которую последователи янсенизма отказались признать, за что многие из них подверглись репрессиям, а монастырь Пор-Рояль был ликвидирован. Острая борьба с участием ряда епископов, теологов, университетских профессоров разгорелась вокруг буллы Климента XI "Unigenitus" (1713). Движение приобретало общественно-политический характер, все шире втягивая недовольных королевским режимом, папством, иезуитами, распространяясь среди части буржуазии, рядовых священников, привлекая симпатии многих передовых людей Франции того времени. Вместе с тем в массах населения янсенизм обрастал суевериями, верой в чудеса и т. п., вырождаясь в религиозную секту. К середине 18 века янсенизм, внутренне противоречивый и вследствие этого неспособный к защите определенных классовых позиций, утратил свое значение, уступив место идейным течениям кануна революции. В Нидерландах в 1723 году была создана янсенистская церковь, которая в 19 веке сблизилась с германскими старокатоликами и в 20 веке произвела ряд реформ, приблизивших ее к протестантизму.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Литература:

Gazier A., Histoire générale du mouvement janséniste depuis ses origines jusqu'а nos jours, 3 éd., t. 1-2, P., 1924; Cristiani L., L'herésie de Port-Royal, P., 1955; Ceyssens L., Sources relatives aux débuts du jansénisme et de l'antijansénisme. 1640-1643, Louvain, 1957; его же, La fin de la premiere période du jansénisme. Sources des années 1654-1660, v. 1-2, Brux. - Roma, 1963-65; Cognet L., Le jansénisme, P.,1961; Taveneaux R., Jansénisme et politique, P., 1965.

Понятие: