Пхунсу в архитектуре
Помимо взаимосвязи композиции храмов с буддийскими религиозными доктринами своеобразие корейских храмов в значительной мере обусловлено опорой при их строительстве на принципы учения пхунсу 25.
Слово пхунсу (кит. фэншуй) представляет собой комбинацию из двух иероглифов пхун — «ветер» и су — «вода». На европейские языки его принято переводить как «геомантия», что в определенной степени искажает его содержание, так как в этом случае космогонический, экологический и ряд других аспектов пхунсу выпадают из поля зрения 26. Мы будем придерживаться названия пхунсу.
«Основателем учения чири пхунсоль считается буддийский монах конца периода Силла — Тосон, о произведении которого Тосон пиги («Сокровенные записки Тосона») не сохранилось никаких сведений. В конце периода Силла и в начале Корб влияние геомантико-географических концепций Тосона было огромным, и ими не преминули воспользоваться эксплуататорские классы. Даже в «Десяти наставлениях для государства корбского вала Тхэджо" открыто говорится об уверенности в истине геомантических идей Тосона, уверенности, граничащей с верой. Эти геомантические представления вплоть до конца правления последней королевской династии в Корее оказывали значительное мистическое влияние на обыденную жизнь народных масс.
Коротко основное содержание геомантических представлений Тосона — ым ян тонхамсоль (система предсказаний, основанная на гадательных гексаграммах), ым ям сунёксоль (учение о предвидении на основе взаимодействия темного и светлого начал), ым ян пибоксоль (предсказание грядущего воздаяния за содеянное), ым ян свевансоль (о том, как избежать грядущих неудач и превратностей судьбы) — состоит в следующем. Предсказания, основанные на гадательных гексаграммах, сводились к тому, что в зависимости от перемены географического расположения объекта можно предугадывать не только участь отдельных людей, но и судьбы государства. Предсказание типач сунёксоль исходило из той предпосылки, что выбор места может благоприятствовать или не благоприятствовать судьбе. Если местожительство и кладбище выбрано удачно, то человеку и его потомству не грозят несчастья; в противном случае виды на будущее могут быть не столь благоприятными. Смысл предсказания свевансоль исчерпывался утверждением, что, если человека или страну преследуют неудачи, значит, местоположение жилищ или кладбищ уже исчерпало свои счастливые возможности. В том же случае, когда судьба благоприятствует человеку или всей стране, условия географического расположения превосходны. Согласно предсказанию пибоксоль, место, неблагоприятное по своим условиям и географическому расположению, может быть искусственно улучшено. Так, если склоны холма или горы уже не могут удовлетворять необходимым требованиям, когда, например, ручьи меняют от наносного ила свое направление, это положение необходимо исправить земляными работами.
Особый упор Тосон делал на такой геомантический прием, как либо сатхабсоль (метод приведения условий местности в соответствие с требованиями геомантии путем постройки башенки-кумирни). Суть этого приема заключалась в том, что возведение буддийских часовен или кумирни может компенсировать «слабые стороны» того или иного географического расположения пункта. Это может служить в качестве наиболее удачного примера сочетания идей буддийского учения с геомантией» 27.
Учение пхунсу органично слилось с бытовавшим в Корее с древних времен культом гор. Эти поверья сохранились вплоть до начала XX века, а в сельской местности живы и по сей день. Русский писатель Н.Г. Гарин-Михайловский неоднократно сталкивался с этим явлением во время своего путешествия по северо-западным провинциям Кореи в 1898 г. В частности, он пишет:
«У человека (по корейским поверьям. — В.Т.) три души... Забота о второй душе—душе тела заключается в том, чтобы выбрать телу счастливую гору... Найти счастливое место — большой труд. По нескольку раз приходится вырывать тело и переносить его на новое место... Нередко, если нашедший счастливое место для предков попадает в знать или богатство, тайно на это же кладбище уже несет кто-нибудь и своего предка. Но если владелец кладбища узнает, то дело нередко кончается и смертью виновного... Верстах в двух от ХоЧрёнга стоят два высоких деревянных столба с перекладинами. На них герб города Хойрёнга — два гуся и между ними вилы, вернее, трезубое копье. Эти ворота поставлены от лучей злой горы. Это копье пронизывает этот луч. Гуси же — эмблема весны и тепла» 28.
Смысл учения пхунсу состоит в том, чтобы посредством соблюдения определенных правил при воз-ведении архитектурного сооружения достичь гармонии между человеком и универсумом. При этом, со-гласно пхунсуу масштаб сооружения не имеет принципиального значения. Им может быть могила, жилой дом, храм, деревня, город и даже целая страна.
По традиционным представлениям, присутствие потоков ки в земле связано с топографическими характеристиками местности. Дальнейшей предпосылкой для логических построений в пхунсу служило положение о том, что архитектурный объект (жилище, храм, могила, город и т. д.) должен быть расположен в таком месте, где происходит скопление ки, где небесное и земное ки находятся в постоянном взаимодействии и гармонии друг с другом. Таким образом, искомая территория должна быть безветренной (окруженной горами), чтобы избежать рассеивания ки. С другой стороны, необходимым условием являлось наличие водного потока, препятствующего истечению ки.
Цитируется по изд.: Тян В.Д. Буддийские храмы средневековой Кореи. История, архитектура, философия. М., 2001, с. 62-63.
Примечания
25. См. примеч. 31 к Введению.
26. Yoong Hong-Kee. Geomantic Relationship...
27. Чон Чин Сок, Чон Сок Чхоль, Ким Чхан Вон. История корейской философии. М., 1966, с. 55-56.
28. Гарин-Михайловский Н.Г. Из дневников кругосветного мугешествия. М., 1949, с. 110-111, 118, 129.