Маздакизм

Маздакизм (ВИ, 1957)

Сасанидское государство в V веке было ослаблено борьбой с освободительными движениями в странах Закавказья (450—451 и 481—484 годы), а также борьбой с кочевниками — гуннами и эфалитами, усиливавшими натиск на Иран со стороны Кавказа и Средней Азии. Из-за угрозы постоянных вторжений кочевников Иран вынужден был с 387 до 502 годы поддерживать с Византией мирные, временами даже союзные отношения.

Маздакизм (ЛГ, Э, 2013)

МАЗДАКИЗМ — религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних с ним странах в Раннее Средневековье. Возникло в III веке; название по имени руководителя маздакидского движения Маздака явилось его идейной основой. Последователи Маздакизма считали, что в основе мирового процесса лежит борьба между добрым, светлым началом и темным, злым: призывали к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со злом. Рассматривается [Львом] Гумилёвым при анализе этногенеза Мусульманского суперэтноса.

Маздакизм (СИЭ, 1965)

МАЗДАКИЗМ - религиозно-философское учение, в раннем средневековье широко распространившееся в Иране и некоторых соседних странах. Названо по имени Маздака. В маздакизме получило развитие демократическое направление манихейства - учение Бундоса (или Зардушта), которое уже содержало положение об активной борьбе добра со злом, а также социально-этические предписания, призывавшие к взаимной материальной поддержке, равенству (или "общности") имущества и пр.

Маздакизм (Гюиз, 2007)

МАЗДАКИЗМ. Маздакитское учение не ограничивалось просто набором правил поведения, которыми злоупотребили некоторые возмутители спокойствия, чтобы спровоцировать внутренние смуты, приведшие к временному смещению сасанидского царя царей Кавада I. Оно было основано прежде всего на идеях избранных гностиков, выживших в Сасанидской империи. Вопреки многочисленным исследованиям, посвященным Маздаку и его учению, маздакизм остается малоизвестным из-за скудости источников (не существует рукописей Маздака или его прямых почитателей), которые, к тому же, по большей части достаточно враждебны к нему и сосредоточены прежде всего на информации по поводу организации социальных волнений...

Маздакитское движение

МАЗДАКИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. На рубеже V—VI вв. Иран потрясло широкое народное движение, идейным вдохновителем которого был Маздак. Источники считают его еретиком-мобедом. В учении Маздака различают две концепции: религиозную и социальную. Как вероучение маздакизм синкретичен. Он объединил элементы зороастризма, манихейства, философских учений эллинистического мира и христианских сект. Из зороастризма маздакиты заимствовали дуализм. В отличие от манихеев маздакиты наделяли царство света (добра) качествами воли и разума, а царство тьмы (зла) — качествами стихийности и неразумности. Это создавало предпосылку для более активного политического действия. Социальная концепция маздакизма сводилась к следующему: существующие в мире неравенство и несправедливость — творение злого начала; царство разума и справедливости можно построить на всеобщем равенстве и уравнительном распределении благ (так как все люди имеют равное право на любое имущество); пролитие крови — грех, если оно не направлено против царства зла. Последний тезис оправдывал народные восстания против угнетателей и эксплуататоров...

Маздакизм (Подопригора, 2013)

МАЗДАКИЗМ — религиозно-философское учение, отражавшее идеологию широкого народного движения крестьян, горожан и отчасти мелких феодалов в Иране на рубеже V и VI веков, в эпоху перехода от рабовладельческих отношений к феодализму; названо по имени его основоположника Маздака (ок. 470-529). Маздакизм учил, что в основе мировых процессов лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим целеустремленно и разумно, и темным, злым, действующим слепо и случайно.