Ламаизм

Ламаизм (Новиков, 1987)

ЛАМАИЗМ - одно из основных направлений буддизма, сложившееся в средневековом Тибете в результате проникновения махаяны и тантризма и смешения их с религией тибетцев бон-по (видом шаманизма), В конце 16 века ламаизм распространяется среди монголов, а с 17 века проникает на территорию России, где находит последователей среди бурятов, тувинцев и калмыков. Не отличаясь в основных догматах от других направлений буддизма, ламаизм придает особое значение в «спасении» ламам, без помощи которых рядовой верующий якобы не может получить сносного перерождения, попасть в рай, достичь нирваны. Для ламаизма характерно пышное богослужение в дацанах, бесконечное множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых духов, и наличие огромного количества духовенства, паразитируюшего за счет населения и тесно с ним связанного (старший сын в семье, как правило, становится ламой)...

Ламаизм (СИЭ, 1965)

ЛАМАИЗМ - одно из течений в буддизме: распространено в Тибете и Внутренней Монголии (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР ламаизм имеет некоторое число последователей в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской АССР. Процесс складывания ламаизма начался в Тибете, куда буддизм проник в 7 веке, одновременно с созданием там первого единого государства (7-9 века). К концу 8 века буддизм стал государственной религией Тибета, на территории последнего был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монастырское землевладение и т. д. В начале 9 века сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания ламаизма связано с так называемым «поздним распространением» буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й половине 10 века...

Ламаизм (Мчедлов, 1999)

ЛАМАИЗМ — форма позднего северного варианта буддизма (махаяны), господствующая в Тибете, в Монголии и отдельных районах Индии, КНР, в Бутане, Ладакхе и Непале. В России исповедуется калмыками, бурятами и тувинцами. Утвердился ламаизм в Тибете в конце 7 века, а в 15 веке получил нынешнюю форму в виде церковного государства. Первосвященником ламаистской церкви является Далай-лама, ему подчиняются тулки, которые считаются земными образами Будды, и многочисленные священнослужители — ламы (т. е. верховные, главные). Ламе (Учителю, духовному наставнику) в ламаизме отводится важная роль.

Ламаизм (НФЭ, 2010)

ЛАМАИЗМ – термин, введенный в европейской науке для обозначения комплекса учений и практик тибетского буддизма. Этот термин никогда не используется самими буддистами, однако он прочно вошел в оборот европейской буддологии, поскольку фиксирует основную характеристику обозначаемой им системы взглядов – поклонение Ламе, Учителю, как самому Будде. Ламаизм формируется в Тибете в результате синтеза индийского буддизма школы ваджраяна и традиционных тибетских учений. Первая волна буддизма приходит из Индии в Тибет в 7 в. и сталкивается здесь с местными шаманистскими культами и с древней религией бон. «Бон» означает «призывать», «заклинать». Основателем бон считается Дмура, он же Шенраб, «совершеннейший жрец» (жрец и божество для последователя бон соединены воедино). Шенраб был выходцем из Ирана, и потому принесенная им в Тибет религия тесно связана с зороастризмом и манихейством...

Обо (НКА, 1985)

Обо - обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов - „хозяев местности". На камнях оставляют жертву - пищу, монеты, шелковые платки (хадаки). Особенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается „хозяевами местности". Во время проведения обо нередко забивают скот.

Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона.

Десять черных грехов

„Десять черных грехов" и „десять белых добродетелей"

Основу этики ламаизма составляет учение о „десяти черных грехах" и „десяти белых добродетелях". Каноническая книга ламаизма Тонилхуйн чимэк (Украшение спасения) делит „черные, грехи" на три категории. Первая - грехи телесные: убийство, воровство, прелюбодеяние. Вторая — грехи речи: ложь, клевета, злословие, насмешка. Третья - грехи сознания: зависть, злоба, ересь.

Рай ламаизма

При предельной конкретизации адских мучений, сансариин-хурдэ не дает столь же наглядного представления о небесной награде за добродетели. По-видимому, это является свидетельством того, что учение о рае сложилось в буддизме позднее.

Ад ламаизма

Но самые ужасные страдания ожидают тех, кто очутился в аду. В центре нижнего сектора сидит на престоле с зеркалом в руке сам блюститель ада Эрлик-хан (санскритск. — Яма). В зеркале отражаются дела каждой прибывшей в ад души. Кроме того, грешника сопровождают два его гения — учетчики его добрых и злых дел. Они высыпают перед Эрлик-ханом из своих мешков белые и черные кружки — меру деяний грешника.

Сансариин-хурдэ

Центральное место среди этих произведений занимает картина религиозного содержания, известная под санскритско-монгольским термином „сансариин-хурдэ" (колесо сансары, т. е. колесо жизни, чувственного бытия). Она имелась во всех монастырях и широко использовалась ламством как основное наглядное пособие для проповеди религиозной морали мирянам.

Мораль ламаизма

Особую конкретизацию буддийское учение о морали получило в ламаизме. Являясь дальнейшим развитием махаяны, ламаизм в своей догматике исходит из резкого противопоставления мира чувственного, мира страданий (сансары) миру небытия, покоя (нирване). В сансаре заблудились живые существа всех „трех миров" и всех шести классов (люди, животные, жители ада, тенгрии, ассурии и бириты). Причина их заблуждения - глупость, невежество (в смысле незнания пути спасения), привязанность к земному.

Страницы