Ламаизм (СИЭ, 1965)

ЛАМАИЗМ - одно из течений в буддизме: распространено в Тибете и Внутренней Монголии (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР ламаизм имеет некоторое число последователей в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской АССР. Процесс складывания ламаизма начался в Тибете, куда буддизм проник в 7 веке, одновременно с созданием там первого единого государства (7-9 века). К концу 8 века буддизм стал государственной религией Тибета, на территории последнего был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монастырское землевладение и т. д. В начале 9 века сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания ламаизма связано с так называемым «поздним распространением» буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й половине 10 века. Наступившая в этот период феодальной раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее значительными были Кадампа (основана в середине 11 века), Сакьяпа (11 век), Каджупа (11 век), Кармапа (12 век) и др. В конце 14 - начале 15 веков в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (так называемые «желтошапошники»), основанная Цзонкабой (1357-1419). С 16 веке главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы. К середине 17 века 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617-1682) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство. Из Тибета в 13-14 веках ламаизм стал проникать в Монголию и в другие районы Центральной Азии. Господствующей религией в Монголии ламаизм стал в 16-17 веках, к этому же времени относится его распространение в Бурятии и Туве, тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 веке в район Поволжья.

Теоретические основы ламаизма изложены в двух основных канонах, составленных к 14 веке: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам.

Канджур и Танджур переведены с тибетского на монгольский язык. Одно из изданий на тибетском языке (пекинское) переиздано фототипическим способом: The Tibetan Tripitaka, Peking edition, ed. by Daisetz T. Suzuki, v. 1-167, Tokyo-Kyoto, 1955-1961.

Кроме черт, присущих любому направлению Махаяны в буддизме, ламаизм обладает рядом особенностей. Как религия ламаизм чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в ламаизме большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для ламаизма характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю - ламе. Особая роль придается бодхисатвам, не только как наставникам на пути "освобождения", но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара – «милосердный», подобную роль играют и некоторые будды, например, Майтрея - будда «грядущего». В ламаизме, на основе концепции перерождений, была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определенных лиц, называемых трулку (тибетское) или хулбиганами (монг.). В области философии ламаизм ограничивался толкованием переводных текстов. Экономическую основу господства ламаизма составляло крупное монастырское землевладение. Ламаизм являлся значительным тормозом на пути экономического, социального и культурного развития народов, среди которых он был распространен. В настоящее время экономическое и политическое влияние ламаизма и его духовенства во всех основных районах распространений ламаизма либо значительно подорвано (КНР), либо окончательно ликвидировано (в МНР и СССР).

В. А. Богословский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма-ламаизма, Улан-Удэ, 1960; Богословский В. A., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; Waddell L. A., The Buddhism ot Tibet or Lamaism, Gamb., 1934; Bell Gh., The religion of Tibet, Oxf., 1931; Nebesky-Wojkowitz, R. de, Oracles and demons of Tibet, 's-Gr., 1956; Stein R. A., La civilisation tibétaine, P., 1962.

Понятие: