Десять черных грехов
„Десять черных грехов" и „десять белых добродетелей"
Основу этики ламаизма составляет учение о „десяти черных грехах" и „десяти белых добродетелях". Каноническая книга ламаизма Тонилхуйн чимэк (Украшение спасения) делит „черные, грехи" на три категории. Первая - грехи телесные: убийство, воровство, прелюбодеяние. Вторая — грехи речи: ложь, клевета, злословие, насмешка. Третья - грехи сознания: зависть, злоба, ересь.
Соответственно классифицируются и добродетели. Первый раздел: милосердие, раздача милостыни, нравственная чистота - это добродетели тела. К добродетелям речи относятся правдивость, отсутствие вражды, вежливость и почитание „священного писания". Наконец, добродетели сознания — умеренность, сострадательность, вера в истину религии.
Учение ламаизма о грехах и добродетелях было сильным идеологическим оружием господствующих классов, которые удерживали трудящихся от всяких попыток что-либо изменить в своем подневольном положении. Ламаизм возлагал на самого человека ответственность за его дальнейшую судьбу, объясняя несправедливости социального строя общества, все личные несчастья человека совершенными им в прежних перерождениях грехами. Насаждаемая ламаизмом уверенность в личной ответственности человека за со-вершенные в прежних и данном перерождении проступки прекрасно уживалась с верой в зависимость любого шага человека от сверхъестественных сил. А ламская „опека", забота об отводе гнева богов и духов от человека была далеко не безвозмездна и являлась одним из основных источников обогащения ламства.
Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 244.