Ламаизм (Новиков, 1987)
ЛАМАИЗМ - одно из основных направлений буддизма, сложившееся в средневековом Тибете в результате проникновения махаяны и тантризма и смешения их с религией тибетцев бон-по (видом шаманизма), В конце 16 века ламаизм распространяется среди монголов, а с 17 века проникает на территорию России, где находит последователей среди бурятов, тувинцев и калмыков. Не отличаясь в основных догматах от других направлений буддизма, ламаизм придает особое значение в «спасении» ламам, без помощи которых рядовой верующий якобы не может получить сносного перерождения, попасть в рай, достичь нирваны. Для ламаизма характерно пышное богослужение в дацанах, бесконечное множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых духов, и наличие огромного количества духовенства, паразитируюшего за счет населения и тесно с ним связанного (старший сын в семье, как правило, становится ламой). Главной добродетелью ламаизм считает беспрекословное повиновение ламе и властям (бурятские ламы объявили в свое время Екатерину II, а за ней и всех русских царей земным воплощением богини Цаган-Дара-эхэ). Разработано учение о «10 черных грехах» и «10 белых добродетелях» как основе морали. Ламаизм «механизировал» молитву — вращение наполненных молитвенными текстами и священной литературой барабанов самой различной величины заменяет многократное произнесение молитв и заклинаний. Ламаизм всегда был верным помощником эксплуататорских классов в поддержания их господства, отвлекая верующих от борьбы обещаниями загробного воздаяния. Ламаизм и в современных условиях сохраняет реакционность, мешая утверждению в сознании людей научного мировоззрения, привила верующим отсталые представления.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 138-139.