Потлач (НА, 1959)
Этот институт был центром, вокруг которого сосредоточивалась вся экономическая и обрядовая деятельность индейцев. Он был известным стимулом для развития производительных сил в данном обществе, так как устройство потлача было целью каждого индейца и каждый стремился сделать свой труд наиболее производительным, чтобы скопить как можно больше богатства, которое потом щедро раздавалось на потлаче. Сущность этого своеобразного института сводилась к тому, что индеец, скопив большое по тем условиям состояние, например 40 накидок из морской выдры, 4 большие лодки, 4 шкуры бобра и 100 лыковых накидок, созывал гостей, избрав для этого любой повод (поминки, посвящение в религиозные тайны, наступление половой зрелости дочери или сына и пр.), и после угощения и плясок, длившихся три-четыре дня, раздавал гостям все свое состояние. Гостями были обычно члены рода или фратрии жены устроителя потлача. Участники потлача всегда делились на две половины: свою, состоявшую из сородичей, и чужую, которую составляли гости. Сородичи устроителя выступали на потлаче как соустроители потлача, как собственники раздаваемого имущества и подарков не получали. В архаические времена это так и было, но с появлением имущественного неравенства это имущество в основном считалось собственностью устроителя потлача, хотя сородичи вносили в него свою часть и нередко на потлачах объявлялось, какую часть внес в раздаваемые подарки тот или иной сородич. С потлачем не связано представление об обязательности возвращения эквивалента за полученный подарок и, тем более, о его возвращении в двойном размере 1.
В этом институте проявляется своеобразное отношение к частной собственности, которая уже определяет положение человека в обществе, но только тогда, когда человек проявил абсолютное пренебрежение ею, раздав все свое богатство своякам. Это своеобразный способ перераспределения богатств, в котором проявляется сопротивление родовых традиций неизбежно идущему имущественному неравенству. На определенном этапе он был средством, сдерживавшим расслоение рода, средством борьбы с возникающим классовым неравенством. Но в дальнейшем потлач развивался в свою противоположность. Обрядовая раздача имущества стала формой закрепления экономических привилегий за раздающим и его господствующего положения в роде. Здесь мы видим яркий пример того, как в рамках традиции ломается традиция (Маркс) 2.
Цитируется по изд.: Народы Америки I [том], под ред. А.В. Ефимова, С.А. Токарева. М., 1959, с. 168.
Примечания
1. Подробнее по вопросу о потлаче см. Ю. П. Аверкиева. К вопросу о потлаче у индейцев Северо-Западной Америки. КСИЭ, 1946, № 1.
2. См. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 57.