Фратрии у ирокезов
Как указывал Ф. Энгельс, «фратрии большей частью представляют первоначальные роды, на которые сперва распадалось племя; ибо при запрещении браков внутри рода каждое племя по необходимости должно было охватывать по крайней мере два рода, чтобы быть в состоянии самостоятельно существовать». С ростом численности племени разделившийся на несколько родов первоначальный род существовал уже как фратрия.
Роды каждого племени группировались в две фратрии следующим образом:
Племя | Племя Первая фратрия * | Вторая фратрия * |
Название рода | ||
|
|
|
Могауки | Волк, Медведь | Черепаха |
Онейда | Волк, Черепаха | Медведь |
Онондага | Волк, Черепаха, Бобр, Кулик, Ястреб ** | Олень, Медведь, Угорь *** |
Кайюга | Волк, Медведь, Черепаха, Кулик, Угорь | Олень, Бобр, Ястреб |
Сенека | Волк, Медведь, Черепаха, Бобр | Олень, Кулик, Цапля, Ястреб *** |
Тускарора | Медведь, Большая Черепаха, Бобр. Угорь | Олень, Волк (иногда отдельно Серый Волк и Желтый Волк), Малая Черепаха, Кулик |
|
|
|
* У некоторых племен, например ГУ онондага, первая фратрия называлась фратрией Волка, вторая — Оленя.
** По прежним данным, не Ястреб, а Мяч.
*** По новейшим данным у онондага и сенека было по девять родов.
[208]
Роды, составлявшие ирокезскую фратрию, считали себя братскими (или, точнее, сестринскими) по отношению друг к другу и двоюродными но отношению к родам другой фратрии. Вследствие этого брак внутри фратрии был первоначально запрещен. Позднее экзогамия фратрии постепенно исчезла и экзогамным оставался только род; но сознание родства еще долго удерживалось между родами одной фратрии, а в пережиточном состоянии встречалось вплоть до последнего времени.
Фратрия выполняла функции общественного и религиозного порядка. На совете племени старейшины (сахемы) и военные вожди каждой фратрии садились на противоположных сторонах воображаемого или настоящего костра совета, и ораторы обращались к каждой фратрии особо. В общественной игре в мяч фратрии выступали одна против другой, выдвигая своих лучших игроков; остальные зрители разбивались по фратриям и бились об заклад — кто выиграет. Если в племени совершалось убийство и убийца и убитый принадлежали к родам из противоположных фратрий, то род убитого обращался к братским родам своей фратрии, а род убийцы к своим: созывались советы обеих фратрий, чтобы общими усилиями добиться примирения. Фратриальная организация играла важную роль на похоронах выдающихся лиц. Фратрия усопшего лишь оплакивала его, а весь обряд погребения совершался людьми другой фратрии. При выборах сахемов и военных вождей избранник должен был утверждаться не только братскими родами, но и советом противоположной фратрии. Наконец, каждая из двух фратрий имела свое тайное общество знахарей, нечто вроде братства с особыми религиозными обрядами (см. ниже).
[209]
Цитируется по изд.: Народы Америки I [том], под ред. А.В. Ефимова, С.А. Токарева. М., 1959, с. 208-209.
Примечания
О фратриях у ирокезов, их образовании, функциях и деятельности см. Л. Г. Морган. Древнее общество. Л., 1934, стр. 52—58; Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 87 и сл.