Патристика как совокупность теолого-философских учений.

ПАТРИСТИКА (от лат. patres - отцы) - термин, охватывающий совокупность теолого-философских учений «теоретиков» раннехристианской церкви II—VIII вв., так называемых отцов церкви. П. развивалась в борьбе против языческого политеизма, гностицизма, манихейства, влияние которых рождало многочисленные «ереси» в становящемся христианстве. П. находилась в сложном отрицающем и утверждающем взаимодействии с античной философией, в особенности с платонизмом и неоплатонизмом.

В период становления христианской догматики (до Никейского собора 325 г.) представители П. обычно именовались апологетами, поскольку главной задачей их была защита христианства от обвинений и нападок сторонников языческой культуры. После Никейского собора началось более систематичное осмысление христианского вероучения как в восточной, грекоязычной, так и в западной, латиноязычной П. Самым крупным мыслителем последней стал Аврелий Августин (354—430), оказавший огромное воздействие на западноевропейскую схоластику. В восточно-греческой П. крупнейшим теологом стал Григорий Нисский (325—394), обосновавший в духе платонизма догмат божественного триединства (троицы). В начале V в. появились анонимные произведения Псевдо-Дионисия Ареопагита, в которых была развита так называемая положительная (катафатическая) и отрицательная (апофатическая) теология. Первая из них утверждала «всеимянность» Бога и открывала перспективу схоластики, а вторая — его «безымянность», открывая большие возможности мистики. В VI—IX вв. как на византийском Востоке, так и на Западе П. трансформируется в схоластику.

Основная проблема П. — проблема Бога как внеприродного и вневременного, но личностного существа, создавшего природу «из ничего» и закончившего в соответствии с ветхозаветным мифом творение созданием человека. Важнейшая идея П. — идея сверхразумного откровения, противопоставленная рационализму античной философии. Среди других собственно теологических проблем П. наиболее важной была христологическая проблема, т.е. проблема соотношении божественного и человеческого начал в личности Христа. Христологические споры в П. привели к формированию идеи богочеловека.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 408-409.

Понятие: