Катафатическое богословие

Катафатическая теология

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. καταφατικός – утвердительный) – один из двух (наряду с апофатической теологией) путей Богопознания, который ведет к познанию божественных атрибутов. Хотя сущность Бога невыразима с помощью какого-либо понятия, Священное Писание именует Бога сущим, благим, любовью, премудростью и т.д. В трактате Псевдо-Дионисия Ареопагита «О Божественных именах» приписывание Богу позитивных атрибутов осмысляется как определенный способ Богопознания, отличный от эмфатического подхода и в то же время неразрывно связанный с ним, – это познание Бога по его разнообразным проявлениям и энергиям. Как отмечают отцы Церкви, в творениях, в промысле Бога о мире, как в зеркале видимы беспредельная благость, премудрость и сила Божества. Это откровение Бога доступно нашему уму и отчасти постижимо в своем таинственном содержании. Уразумевая смысл бытия тварных существ, можно восходить к созерцанию их Создателя...

Катафатическая теология (Грицанов, 1998)

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (греч. kataphatikos - утвердительный) - парадигмальная установка теологии на позитивное богопознание. По критерию своей рационалистической ориентации противостоит апофатической теологии с ее программным иррационализмом. Исходные принципы К.Т. были заложены в рамках патристики (Иоанн Дамаскин и Григорий Нисский). К.Т. фундирована принципом "аналогии бытия" (analogia entus), согласно которому постижение Творца возможно посредством познания творения.

Катафатическое богословие (Кириленко, Шевцов)

КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (греч. kataphatikos — утвердительный) — возможность восхождения к богопознанию по иерархической лестнице аналогий, посредством выявления «позитивных» атрибутов, свойств, понятий, которые выражают Его божественную сущность («мудрость», «благость», «красота», «любовь» и др.)

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 159.

Катафатическое богословие в Византийской империи.

КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — вспомогательный метод в богословии, позволяющий описывать Бога посредством утвердительных определений. Этот метод вторичен по отношению к апофатическому богословию, предполагающему выражение сущности Бога путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых. Однако утверждения катафатического богословия часто встречаются в Библии и основываются на проявлениях Бога в мире и на Его понятных свойствах. Например, «Бог есть Любовь» (1 Иоан. 4: 8, 16) или «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоан. 1: 5).

Катафатическое богословие (Кузнецов)

КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (греч. … от καταφατικός— утвердительный, вероятно, от позднего древнегреческого … — уверяю, утверждаю) — система раскрытия и обоснования вероучения и описания объекта христианской религии — Бога (Троицы) посредством позитивных утверждений на основе заключений по аналогии. Признание трансцендентности Бога, ограничивающей человеческое знание о Нем лишь Его теофаниями — откровениями, тварностью космоса, вмешательством в судьбы мира и пр., привело к появлению в католической схоластике принципа аналогии сущего (analogia entis), подразумевающего получение достоверного знания о божественном бытии из знания о бытии тварном. В православии К.б. дополняется апофатическим богословием и в строгом смысле ему не противопоставляется. Именно принципы катафатики позволили выстроить христианскую догматику как систему позитивных знаний о Боге и сформулировать Символ веры. Фундаментальный вклад в развитие К.б. внес Псевдо-Дионисий Ареопагит (V—VI вв.)...