Энтелехия

Энтелехия

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. εντελέχεια, от εντελής — законченный, завершённый и έχω — имею, нахожусь в состоянии; собственно — нахождение-в-состоянии-полной-осуществлённости, осуществлённость), один из двух терминов философии Аристотеля (наряду с энергией) для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности (см. Акт и потенция) бытия; неологизм Аристотеля. В «Метафизике» (1047 а 30, ср. 1050 а 23) энергия означает у Аристотеля действие, переход от возможности к действительности, а энтелехия — конечный результат этого перехода.

Энтелехия (НФЭ, 2010)

ЭНТЕЛЕХИЯ (ἐντελέχια) — понятие древнегреческой философии, означающее действительность и завершенность всякой вещи, прежде всего живого существа, а также то, что приводит вещь из потенциального состояния к действительному существованию и удерживает ее в бытии, т. е. форму или душу. Слово представляет собой неологизм, составленный, вероятно, Аристотелем (впервые появляется именно у него). Древние авторы предлагают две этимологии слова «энтелехия»: от ἐντελής …, т. е. существовать в состоянии полноты и завершенности, и от … т. е. содержать в себе свою цель и свое завершение (греч.

Энтелехия (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia - завершенность, законченность, осуществленность) — одно из центральных понятий философии Аристотеля, используемое им для обозначения действительности предмета, в отличие от его возможного, потенциального бытия. «Ибо дело — цель, а деятельность — дело, почему и «деятельность» (energeia) производна от «дела» (ergon) и нацелена на «осуществленность» (entelecheia). Э. мыслится Аристотелем как развернутая в существовании и бытии, определенным образом организованная энергия, содержащая в себе наличную и целевую причину. Поскольку в аристотелевской философии «материя» есть чистая возможность, то Э. как противоположность возможности приближается к понятию формы...

Энтелехия (Конт-Спонвиль, 2012)

ЭНТЕЛЕХИЯ (ENTELECHIE). Бытие в действии в отличие от бытия в потенции. В этом смысле термин синонимичен понятию «energeia». В словаре Аристотеля обозначает скорее свершившееся действие (имеющее цель — telos — в себе самом), чем действие в процессе совершения (стремящееся к цели, следовательно, пока ее не достигшее). Полностью завершенное действие, или совершенство в действии. У Лейбница этим термином обозначаются монады — в той мере, в какой они несут в себе «известное совершенство, и в них есть самодовление, которое делает их источником их внутренних действий» («Монадология», 18).

Энтелехия (Подопригора, 2013)

ЭНТЕЛЕХИЯ [греч. ἐντελέχια — осуществленность, от ἐντελής — законченный и ἔχω — имею]— термин философии Аристотеля, выражающий единство материальной, формальной, действующей и целевой причины. Занимая центральное место в философии Аристотеля, этот термин получает в ней разнообразные определения, которые могут быть сведены к следующим: 1) переход от потенции к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою, 2) материальную субстанцию, 3) причину самой себя и 4) цель своего движения, или развития.

Энтелехия (Фролов, 1991)

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia— имеющее цель в самом себе) — у Аристотеля и в схоластике — целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность. Понятие энтелехия использовано в монадологии Лейбница. С этим понятием связано также идеалистическое истолкование биологических явлений (Витализм).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 541.

Энтелехия (Кузнецов, 2007)

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. ἐντελέχια  - завершение, осуществление, от ἐντελής — завершенный и ἔχω — иметь, быть в состоянии) — термин-неологизм в учении Аристотеля, означающий актуальную действительность некоторой вещи, ее деятельное состояние или действие, либо завершенность, осуществленное единство самого предмета, его свойств и образа действия. Актуальному бытию вещи противостоит ее потенциальное, возможное бытие — …  (термин означает как силу, способность, т.е.