Энтелехия (Кириленко, Шевцов, 2010)
ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia - завершенность, законченность, осуществленность) — одно из центральных понятий философии Аристотеля, используемое им для обозначения действительности предмета, в отличие от его возможного, потенциального бытия. «Ибо дело — цель, а деятельность — дело, почему и «деятельность» (energeia) производна от «дела» (ergon) и нацелена на «осуществленность» (entelecheia).
Э. мыслится Аристотелем как развернутая в существовании и бытии, определенным образом организованная энергия, содержащая в себе наличную и целевую причину. Поскольку в аристотелевской философии «материя» есть чистая возможность, то Э. как противоположность возможности приближается к понятию формы. Если конечный результат процесса есть его цель, то Э. соответствует целевой причине, она есть то, «ради чего». Э. — актуальная данность завершенного, законченного предмета, явления, процесса через самовоплощение «внутри заложенной цели», нахождение предмета, явления в состоянии полной осуществленности. По Аристотелю Э. тела является душа, осуществляющая в движении и изменении организма форму. Э. проявляет себя везде, где общее обретает индивидуальность, где происходит реализация идеи, принципа общего свойства. Например, Э. иконы — личность святого, подвигом собственной жизни реализовавшего возможности бытия во Христе. Э. музыкального произведения — максимальное его совершенство, преодолевшее сопротивление звукового материала и ставшее прекрасной формой, которую мы воспринимаем не только в единичности слышимого, но и как осуществленный принцип возможного.
В Новое время понятие Э. возрождается Лейбницем, называвшим так свои монады по причине их совершенства. Для Гёте Э. — это «момент вечности», пронизывающий тело жизнью. В смысле целесообразно действующей жизненной силы понятие Э. употреблялось в витализме (Х. Дриш). Своеобразную интерпретацию этого понятия дает Э. Гуссерль. Он считает, что история европейской культуры есть разворачивание во времени Э. открытых в античности принципов и идей.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 458.