Ци

Ци (Ильичёв, 1983)

ЦИ (кит., буквально — воздух, газ, пар, дыхание, эфир), одно из основных понятий китайской философии. В общем плане означает материальную основу мира в виде мельчайших частиц, которые, находясь в постоянном дыхании, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновение вещей. Кроме того, Ци — это материальная сила, энергия, либо жизненная сила, связанная с кровью и дыханием. В этом качестве Ци участвует в процессе становления вещей и людей. Ци появляется в «Сицы-чжуани» (см.

Ци (НФЭ, 2010)

ЦИ – пневма (кит., буквально – эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя) – одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции. Этимологическое значение – «пар над варящимся [жертвенным] рисом». Стандартную терминологическую оппозицию ци составляет ли-принцип.

Ци (НФЭ, 2010)

ЦИ – орудие (кит., буквально – конкретное явление, способность) – категория классической китайской философии. Термин «ци» первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности, в частности культовой утилитарности («Лунь юй», «Си цы чжуань», «Дао дэ цзин», «Мэн-цзы»). Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци («орудий» и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) «благородного мужа» – цзюнь цзы («Лунь юй»), так и первозданной простоте (пу) мироздания («Дао дэ цзин»)...

Ци (Фролов, 1991)

ЦИ, или ЮАНЬЦИ,— основное понятие китайской натурфилософии. Первоначальное значение — «воздух», «пар», «дыхание». Имеет весьма широкое содержание — первоматерия, основная материя природы, «жизненная сила» и т. д. Согласно древнейшим натурфилософским представлениям, мир образуется из Ци — первоматерии, легкая и чистая часть которой поднимается вверх и создает небо, а тяжелая и мутная часть опускается и создает землю. Первая называется янци, вторая — иньци. Кроме того, существует также пять Ци, или пять первоэлементов — «стихий» природы: вода, огонь, дерево, металл, земля.

Ци (Кузнецов, 2007)

ЦИ (пневма) — категория китайской философии и культуры, выражающая субстанциальное единство универсума. Обозначает универсальную пространственно-временную субстанцию, энергетичную, динамичную и континуальную. Варианты перевода и контекстуальные значения Ц. — «дыхание», «энергия», «жизненная сила», «материя», «материальная сила», «духовная сила», «эфир», «воздух», «газ», «темперамент», «нрав». Традиционные трактовки Ц. близки современной идее физических полей и континуально-волновым представлениям о веществе.