Ци (Кузнецов, 2007)

ЦИ (пневма) — категория китайской философии и культуры, выражающая субстанциальное единство универсума. Обозначает универсальную пространственно-временную субстанцию, энергетичную, динамичную и континуальную. Варианты перевода и контекстуальные значения Ц. — «дыхание», «энергия», «жизненная сила», «материя», «материальная сила», «духовная сила», «эфир», «воздух», «газ», «темперамент», «нрав». Традиционные трактовки Ц. близки современной идее физических полей и континуально-волновым представлениям о веществе. Спектр антропологических конкретизации понятия «Ц.» как носителя жизненных начал чрезвычайно широк: физиологические, психические и духовные процессы равно рассматриваются как изменения субстратных состояний, результирующиеся в движениях и мутациях пневмы. Духовно-материальная амбивалентность Ц. предусматривает возможность прямого материального выражения психического действия, в том числе на расстоянии.

Положение о преобразовании Ц. в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в классической китайской философии, впервые прозвучало в даосском памятнике «Чжуан-цзы», где указанные процессы применительно к Ц. осмыслялись как синонимы жизни и смерти (XXII). Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания «пневменных» субстанций с психоэмоциональной сферой.

В «Си цы чжуани» (ок. III в. до н.э.), философичном приложении к «И цзину» («Канон перемен», см. У цзин), Ц. соединено с понятием цзин (семя): «осемененная (утонченная) пневма (цзин ци) образует вещи» благодаря тому, что «мужское и женское (начала) связывают семя». Авторами даосского трактата «Хэ Гуань-цзы» (ок. IV в. до н.э.) и основоположником имперской конфуцианской доктрины Дун Чжуншу (190 или 179— 120 или 104 до н.э.) введено понятие «изначальная пневма» (юань ци), обозначившее субстанцию, существовавшую до образования форм феноменального мира; Дун Чжуншу отождествил ее с качествами, полученными человеком от родителей. В даосском по-премуществу трактате «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.) Ц. рассматривается как начало, объединяющее цзин (семя) и шэнь (дух), — «то, что наполняет все сущее».

Особое значение термин «Ц.» приобрел в неоконфуцианстве, в котором одной из главных философских проблем стало соотношение структурообразующего, статичного и морально окрашенного ли (принципа) и материалообразующей, динамичной и морально индифферентной пневмы. Чжан Цзай (1020—1077) связал Ц. с понятиями «у цзи» («Беспредельное», см. Тай цзи) и «Великая пустота» (тай сюй, см. Сюй—ши), акцентировав неуничтожимость пневмы, сгущение и разрежение которой реализуется в мировых трансформациях («Чжэн мэн», «Тай хэ»). Чэн И (1033—1107) в отличие от Чжан Цзая считал возможным уничтожение Ц. с разрушением составляемой ею вещи («И шу», цз. 15). Чжу Си (1130—1200) отстаивал вечность существования «принципа», с которым неразрывно связана Ц.

В конце XIX в. категория Ц. использовалась для объяснения западного понятия «эфир» (например, как «самой чистой пневмы»), Создатель философской системы «нового учения о принципе» (синь ли сюэ) Фэн Юлань (1895—1990) отождествил Ц. с материей в платоновско-аристотелевском толковании. Традиционные концепции Ц. играют большую роль в теории китайской медицины, психотренинга и боевых искусств.

Литература:

Горохова Г.Э. Универсализм раннего даосизма /Дао и даосизм в Китае. М., 1982;

Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983;

Hatton R. A Comparison of Ch'i and Prime Matter // Philosophy East and West. 1982. Vol. 32. № 2.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 669.

Понятие: