Ци (Ильичёв, 1983)

ЦИ (кит., буквально — воздух, газ, пар, дыхание, эфир), одно из основных понятий китайской философии. В общем плане означает материальную основу мира в виде мельчайших частиц, которые, находясь в постоянном дыхании, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновение вещей. Кроме того, Ци — это материальная сила, энергия, либо жизненная сила, связанная с кровью и дыханием. В этом качестве Ци участвует в процессе становления вещей и людей. Ци появляется в «Сицы-чжуани» (см. «Ицзин»), занимает важное место в материалистической концепции Ван Чуна, а также у Сюнь-цзы. Иное понимание Ци дало неоконфуцианство. Чжан Цзай отождествил Ци в состоянии покоя с «великой пустотой», а в движении — с «великой гармонией», понятиями, развивающими концепцию «великого предела» (см. Тайцзи). Чэн Хао идентифицировал Ци с природой (т. е. врождёнными качествами) и интегрировал Ци и Ли (принцип, духовное, или идеальное, начало): «Нет принципа вне материальной силы и нет материальной силы вне принципа». Его брат Чэн И развивал несколько иную концепцию, в которой принцип и материальная сила выступают как два аспекта, проявления единого «пути». Идею Ци развивали и последующие мыслители (Ужу Си и др.) вплоть до 20 века.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 128, 231—33, 295— 296; т. 2, М., 1973, с. 10—13, 31—32, 51—57, 157—58, 289, 294; Петров А. А., Ван Чун — др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 46—56; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 19722, с. 174—207; Феоктистов В. Ф., Филос. и обществ.-полит. взгляды Сюнь-цзы, М., 1976.

Понятие: