Летосчисление

Летоисчисление в Японии

На протяжении своей истории японцы использовали несколько систем датировки тех или иных событий. Наиболее ранняя — заимствованный ими из Китая (и общий для всех стран Дальнего Востока) счет годов по 60-летнему циклу, окончательно сформировавшемуся там к началу династии Поздняя Хань (25-220 гг.).

Согласно этой системе для обозначения каждого года используется комбинация из двух иероглифов. Первый из них — один из десяти циклических знаков, второй — относится к ряду двенадцати знаков зодиака.

Циклические знаки называются «дзиккан» (букв. — «десять стволов»). Согласно древней китайской натурфилософской традиции к ним относятся 5 основных элементов, из которых и образуется все сущее: ки (дерево), хи (огонь), цути (земля), ка (сокращение от канэ — металл), мидзу (вода)...

Тюрко-монгольское летосчисление

КОНСУЛЬСТВО - период в истории Франции от государственного переворота Восемнадцатого брюмера (9 ноября 1799 года), совершенного генералом Наполеоном Бонапартом, до провозглашения его императором 18 мая 1804 года. В период Консульства власть формально принадлежала трем консулам (Наполеон Бонапарт, П. Р. Дюко и Э. Ж. Сьейес), избранным на 10-летний срок, фактически же вся власть была сосредоточена в руках первого консула - Бонапарта, осуществлявшего военно-политическую диктатуру в интересах крупной буржуазии и зажиточной верхушки крестьянства; со 2 августа 1802 года Наполеон Бонапарт стал пожизненным консулом Французской республики.

Системы летосчисления Древнего Ирана

Какой бы календарь ни использовался, общество всегда испытывает некоторую потребность соотнести различные важные события с настоящим моментом. Начиная со времени господства Кира, в течение последующих веков, персы датировали события, согласно годам правления того или иного великого царя. Связь с настоящим сразу становилась совершенно ясной, и, кроме того, такая датировка имела то преимущество, что она была понятна любому человеку в империи. Но у такой системы были также и неудобства, а именно, в том случае, когда цари властвовали не более года.

Год, месяц, день в Китае

ГОД, МЕСЯЦ, ДЕНЬ. В XVIII веке в Китае применялся тот же традиционный календарь, которым пользуются и поныне, именуемый «земледельческим» (нунли) или «лунным» (инъли), в отличие от «солнечного» (янли) календаря. На самом деле этот традиционный календарь — лунно-солнечный, то есть учитывает как фазы луны (определяющие смену месяцев), так и основные точки, связанные с движением солнца: солнцестояния и равноденствия.

Хронология в Китае

В отличие от христианского календаря в китайской цивилизации нет абсолютной точки отсчета: он цикличен, а точка отсчета связана с царствованием правящего государя. При династии Мин, а затем и при династии Цин император, восходя на престол, выбирал девиз правления, который затем не менял до смерти. Хотя имена Канси, Юнчжэн и Цяньлун часто упоминаются как императорские, но в действительности это девизы их эр. Например, 1 февраля 1745 года начался и 21 января 1746 года закончился десятый год эры Цяньлун (Цяньлун ши нянь).

Летосчисление

ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ - система (метод) измерения времени путем отсчета годов (лунных, солнечных) от какого-либо реального или мифического события, называемого эрой. Большие отрезки времени измеряются веком, продолжительность которого древние народы определяли «поколениями». У древних евреев век равнялся 40 годам, у римлян 30 (Плиний) или 110 годам (Гораций). В настоящее время век составляет 100 лет (столетие). О различных системах счисления времени см. в ст. [подшивку] Календарь.

Измерение времени в Китае

Каждый год выходило официальное издание календаря. Это был своего рода альманах, который сообщал не только технические сведения (продолжительность месяцев, наличие или отсутствие високосного месяца и т. д.), но и благоприятное время для разных дел на каждый день: придворные астрологи решали, благоприятен ли день для женитьбы, переезда и пр. Текущее время измерялось различными способами: свечами со шкалой, палочками благовоний, водяными, солнечными и песочными часами.

Наречение времени [в Китае]: девизы правления

НАРЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ [В КИТАЕ]: ДЕВИЗЫ ПРАВЛЕНИЯ. Начиная со II века до нашей эры одной из особенностей китайского календаря является существование эр, или девизов правления (няньхао), — отрезков времени, имя которым давали императоры. До XIV в. китайские императоры имели обыкновение провозглашать новую эру, когда в империи случалось чрезвычайно важное событие (доброе или дурное), чтобы символически объявить о наступлении нового этапа в их правлении.