Томизм

Томизм (Новиков, 1987)

ТОМИЗМ - религиозно-философское учение, ставящее науку на службу богословию, считающее высшей реальностью божественное начало. Основателем томизма является монах-доминиканец Фома Аквинский (1225-1274). Стремясь систематизировать вероучение христианской церкви, Ф. Аквинский использовал учение Аристотеля и его последователей, предварительно выбросив из него все материалистические идеи. Католическая церковь в 1323 году провозгласила Ф. Аквинского святым и причислила его к учителям церкви. В основе томистской философии лежит метафизическое учение о бытии (онтология), смысл которого направлен на обоснование бытия бога. Высшей сущностью в томизме является «чистое» потенциальное бытие (бог), рассматриваемое как начало всего сущего и необходимая составная часть всех категорий и понятий томизма...

Томизм (НФЭ, 2010)

ТОМИЗМ – философское течение, основывающееся на учении Фомы Аквинского; реже этим термином обозначается сама философия Фомы. Учение Фомы Аквинского встретило противодействие со стороны представителей традиционного августинианства. Парижский архиепископ Этьен Тампье в 1277 году по поручению папы Иоанна XXI (Петра Испанского) подверг осуждению 219 положений, среди которых около десяти можно отнести к томистским (П. Мандонне насчитывает 12: о материи как принципе индивидуации, о единстве субстанциальной формы, о примате разума над волей и др.).

Томизм (Фролов, 1991)

ТОМИЗМ (лат. Thomas — Фома) — ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским. Наибольшее признание томизм получил в различных школах доминиканского ордена. Против томизма в средние века выступали последователи Дунса Скота, группировавшиеся вокруг францисканского ордена. Наиболее известный продолжатель томизма в эпоху Возрождения — итальянский доминиканец Фома де Вио (Каэтанус).

Томизм (Кузнецов, 2007)

ТОМИЗМ — система взглядов, созданная Фомой Аквинским, философско-богословское направление в схоластике, ставшее впоследствии официальной доктриной католической церкви. Основные идеи Т. изложены в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников», а также в комментариях на Библию, труды Аристотеля и «Сентенции» Петра Ломбардского. Система Т. включает в себя метафизику, теорию познания, этику, антропологию и теорию государства. Метафизика Т.