Гармония

Гармония (Лосев, Шестаков, 1965)

К числу наиболее древнейших категорий эстетики относится «гармония» (harmonia). Так же, как «мера», «пропорция» или «симметрия», гармония относится к тем категориям, которые характеризуют общие структурные принципы («мерность», целостность вещи), но, в отличие от них, гармония характеризует и содержание структурного целого, что предполагает не только наличие целого, а и его раздельность, качественное различие и противоположность элементов, входящих в его состав, на фоне объединяющей целостности. Поэтому категория гармонии тесно связана с понятием единства противоположностей...

Гармония сфер (Грицанов, 1998)

ГАРМОНИЯ СФЕР (музыка сфер) - представления древнегреческих мыслителей о музыкальном звучании планет, солнца, луны и их сфер, о музыкально-математической архитектонике космоса. (Поскольку гипотеза о космических "сферах" была разработана позднее, Платон рассуждал о соответствующих "кругах", Аристотель - о звучании самих светил.) В античной традиции первыми начали уподоблять Вселенную "Гармонии и Числу" представители пифагореизма.

Гармония (Грицанов)

ГАРМОНИЯ (греч. armonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете (см. Надежда). Важнейшим аспектом Г.

Гармония (Лопухов)

ГАРМОНИЯ — созвучие, согласие, согласованность частей в нерасчлененном целом; согласованность действий, взаимное соответствие интересов, взаимоотношений, чувств, красок, пропорций; внутренняя цельность души, приведенная к единому духовному началу. Идея гармонизации всех отношений человека в мире является центральной идеей современного гуманизма (неогуманизма).

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 55.

Гармонии веры и разума теория

ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ — теологическая теория о соотношении веры и разума в процессе постижения богооткровенных истин. В завершенном виде представлена в трудах католического теолога и философа Фомы Аквинского. Формировалась в полемике с фидеистическими воззрениями, сторонники которых подчеркивали, что только на пути веры возможно признание истинности христианских догматов, с попытками рационалистической интерпретации христианской догматики в духе Пьера Абеляра и с теорией «двойственной истины», стремящейся освободить разум из-под контроля веры и обосновать независимость науки и философии от теологии. В противовес теологам, придерживающимся фидеистических взглядов, Фома Аквинский считал, что некоторые догматы христианской религии, в том числе догмат о бытии Бога, поддаются рациональному обоснованию. Для подтверждения этого тезиса он сформулировал пять доказательств бытия Бога, которые пользовались большой популярностью в схоластических кругах...

Гармония (Подопригора)

ГАРМОНИЯ [др.-греч. ἁρμονία  — связь, созвучие, соразмерность] — 1) в греческой мифологии дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма, мать Ино, Семелы, Агавы и Полидора; боги подарили ей на свадьбу ожерелье, которое впоследствии приносило несчастье всем его обладателям; 2) стройная со-размерность частей одного целого; согласованное слияние раз-личных компонентов объекта в единое органическое целое; в древнегреческой философии под Г.

Гармония (Конт-Спонвиль)

ГАРМОНИЯ (HARMONIE). Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии, объединяющей последовательность звуков). Существует также цветовая гармония, гармония человеческих взаимоотношений и т. д. Лейбниц рассуждал о предустановленной гармонии между душой и телом; он отвергал возможность воздействия каждой из этих двух субстанций друг на друга, но в то же время не оспаривал общепринятого мнения об их исключительном согласии (я хочу поднять руку, и моя рука поднимается). Душа и тело, таким образом, подобны двум часовым механизмам (образ принадлежит Лейбницу), настолько хорошо изготовленным и столь точно отрегулированным, что они всегда будут идти одинаково, хотя нам нет нужды предполагать существование между ними какой-либо каузальной связи. Эта теория, которую также трудно принять, как и опровергнуть, объясняет, почему впоследствии предложенное Лейбницем выражение зачастую употреблялось в уничижительном смысле...

Предустановленная гармония (Фролов)

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ — признание установленных богом гармонических причинно-следственных связей, всеобщей согласованности в материальной и духовной сферах. Учение о Предустановленной гармонии представляет попытку преодоления дуализма духовной и материальной субстанций. Намеки на Предустановленную гармонию есть у Декарта, в явном виде Предустановленная гармония появилась у окказионалистов (А. Гейлинкс, Мальбранш).

Предустановленная гармония (Кузнецов)

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ - категория учения Лейбница, согласно которой между монадами (неделимыми первоэлементами бытия) Богом установлено взаимно однозначное соответствие, согласованность и единство, благодаря которому ни одна из монад не может влиять на другие, поскольку каждая из них есть отдельная независимая субстанция, не «имеющая окон» в мир, однако развитие каждой монады совершается в полном соответствии с развитием других и всего мира.

Гармония (Кузнецов)

ГАРМОНИЯ (греч. ἁρμονία - связь, соразмерность, стройный порядок) — соединение, представляющее точную пропорцию между частями, составляющими целое. В более общем смысле Г. предполагает прежде всего, возможность единства в множественности. Г. возникает как порядок, согласно которому различные отношения, составляющие целое или разные функции существа или системы, способствуют одной и той же цели. Понятие Г. используется в самых различных контекстах, однако преимущественно является музыкальным термином. По аналогии с музыкой говорят о Г.