Гармония (Кузнецов)

ГАРМОНИЯ (греч. ἁρμονία - связь, соразмерность, стройный порядок) — соединение, представляющее точную пропорцию между частями, составляющими целое. В более общем смысле Г. предполагает прежде всего, возможность единства в множественности. Г. возникает как порядок, согласно которому различные отношения, составляющие целое или разные функции существа или системы, способствуют одной и той же цели. Понятие Г. используется в самых различных контекстах, однако преимущественно является музыкальным термином. По аналогии с музыкой говорят о Г. в других видах искусства, имея в виду эстетическое равновесие между различными элементами, например картины.

Впервые понятие Г. появилось в Древней Греции, где Г. считалась основным признаком природы. Кроме того, у пифагорейцев она обозначала звукоряд в одну октаву. Вместе с симметрией, порядком и мерой Г. составляет основы прекрасного, являясь скорее характеристикой содержания и внутреннего строения произведения, чем внешней формой. Образцом для Г. произведений искусства является Г. в космосе и природе, а также Г. общественных отношений в полисе, которая возникает в результате равноправия всех граждан.

Идея космической Г. отливается в учение о гармонии сфер, т.е. о числовых соотношениях между планетами и связующей их тонической системой (Платон, Евдокс, Птолемей). Небесные тела, совершая движения в космосе, через определенные гармонически упорядоченные интервалы (с семи- или восьмитоновой гаммой) издают звуки, которые постоянно воздействуют на людей. У пифагорейцев Г. сфер служила свидетельством числовой природы мира и имела глубоко этический характер, т.к. душа мыслилась так же, как Г., изоморфная Г. космоса. В поздней античности и средневековье учение о Г. понимается как числовая пропорция, пронизывающая все мировое пространство, космос и душу человека. Кеплер пытался научно обосновать Г. сфер, исследуя соотношения угловых скоростей планет, в своем трактате «Harmonices mundi».

Литература:

Платон. Тимей; Klaudius Ptolemeus. Tetrabiblos;

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989;

Croy Kassler J. Music as a Model in Early Science Ц History of Science. 1982. №48;

Rameau J.P. Musique raisonnee. Paris, 1980.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 98.

Понятие: