Антитеза

Антитеза у Лермонтова

АНТИТЕЗА, антитетичность, в широком смысле — принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в искусстве — прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психол. состояний, ситуаций, атрибутов быта и т. п. Антитеза интенсивно используется Лермонтовым на протяжении всего творческого пути; из локального художественного приема антитеза у Лермонтова перерастает в мировоззренческий гносеологический феномен и обретает новую жизнь, полную художественных неожиданностей.

В произведениях Лермонтова выделяются несколько уровней антитезы...

Антитеза (Матвеева, 2010)

АНТИТЕЗА [тэ] — семантическая фигура речи (см.): стилистический приём усиления выразительности за счет резкого противопоставления, контраста понятий или образов: Я столько раз хотела жить / И столько — умереть (М. Цветаева); И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови (М. Лермонтов). При построении антитезы используются языковые антонимы или создаются речевые антонимические отношения: Два равных мира есть, две равные стихии: / Мир дня и ночи, мир безумства и ума (В. Брюсов). В такие отношения могут ставиться даже синонимы: не идти, а ковылять; не дом, а хибара. Частной моделью антитезы является акротеза — антитеза, построенная с использованием отрицания (не друг, а враг; не вечером, а ночью)...