Антитеза (Матвеева, 2010)
АНТИТЕЗА [тэ] — семантическая фигура речи (см.): стилистический приём усиления выразительности за счет резкого противопоставления, контраста понятий или образов: Я столько раз хотела жить / И столько — умереть (М. Цветаева); И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови (М. Лермонтов).
При построении антитезы используются языковые антонимы или создаются речевые антонимические отношения: Два равных мира есть, две равные стихии: / Мир дня и ночи, мир безумства и ума (В. Брюсов). В такие отношения могут ставиться даже синонимы: не идти, а ковылять; не дом, а хибара. Частной моделью антитезы является акротеза — антитеза, построенная с использованием отрицания (не друг, а враг; не вечером, а ночью).
Обычно антитеза реализуется в предложении или более крупной части текста, этим данный прием формально отличается от оксюморона (см.), который также содержит в себе контраст, но реализуется в словосочетании. Семантически антитеза также отлична от оксюморона, поскольку не требует неразрывной смысловой связи контрастирующих компонентов. Развёрнутая антитеза проходит через значительную часть текста или целое речевое произведение и получает детализацию. Антитеза часто подчёркивается параллельными синтаксическими конструкциями в пределах фразы или сложного синтаксического целого: Туристу интересно всё понемногу, паломнику — только те святыни, ради которых он отправился в свой долгий путь. Турист подвержен настроениям. Паломник слышит зов (Т. Толстая).
Антитеза распространена в художественной и публицистической, в том числе ораторской речи. Широко используется в «малых жанрах» народного творчества: Не спеши языком — торопись делом; Тише едешь — дальше будешь.
♦ Сопоставительное родовое понятие: фигура речи. Сопоставительное понятие: оксюморон.
Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 22-23.