Альбигойцы

Альбигойцы

Альбигойцы—другое название катаров, в средневековье распространившихся по Европе, полученное от имени города Альба в теперешнем Тарнском департаменте Франции, главного места их пребывания. Им особенно покровительствовал Раймонд VI, граф Тулузский (1194—1222 гг.). Еще папа Александр III (1159—1181 гг.) отлучил их от церкви на третьем Латеранском соборе 1179 г. Иннокентий III (1198—1216 гг.) поднял против них крестовый поход в 1208 г. Во главе войск встал граф Симон де Монфор, убитый при осаде Тулузы в 1218 г. Крестовый поход стал жестокой, кровопролитной и истребительной войной, длившейся до 1229 г. В результате ряд городов был взят и разрушен, десятки тысяч жителей вырезаны, край надолго разорен, сектанты почти все истреблены. В это время была создана инквизиция с миссией против альбигойцев, во главе ее стоял св. Доминик Гусман, родом испанец.

Катары (РИЭ, 2020)

КАТАРЫ — последователи неортодоксальных христианских течений, распространенных в Западной Европе в XII—XIV веках. В католической традиции вероучения катаров выделяли прежде всего по признакам дуализма, отрицания Священного Предания и критики церковной иерархии. В 1179 году на III Латеранском соборе (см. Латеранские соборы) катаризм осужден как ересь, а борьба с ним стала официальным основанием для организации крестового похода в Южную Францию (Альбигойские войны 1209-1229 годов).

Катары (СИЭ, 1965)

КАТАРЫ (от греч. kataros - чистый) - приверженцы одной из крупнейших средневековых ересей (11-13 веков), порожденной антифеодальной оппозицией бурно развивавшихся городов (главным образом Италии, Фландрии и Южной Франции). Катары появились в начале 11 века, распространились в Италии - со 2-й половине 11 века (см. Патария), во Фландрии и Лангедоке - с начала 12 века катары приобрели широкую поддержку горожан, особенно ремесленников, в значительной степени крестьян. В Южной Франции катары (альбигойцы) пользовались также значительной поддержкой дворян, враждовавших с церковными феодалами и надеявшихся с помощью катаров вернуть себе земли, захваченные церковью. Догматика катаров восходила к манихейству и была воспринята ими через византийских павликиан и особенно богомилов Болгарии и Далмации...

Альбигойцы (РИЭ, 2015)

АЛЬБИГОЙЦЫ (Albigenses) участники еретического движения (XII–XIII вв., Южная Франция), сложившегося в Лангедоке, получившего название от города Альби. Учение альбигойцев содержит элементы доктрин катаров, вальденсов и богомилов. О влиянии последних на альбигойцев говорит тот факт, что на очередном собрании общины Сен-Феликс ее главой был избран богомил Никита. Будучи греком по происхождению, он приехал во Францию с целью наставления в истине заблудших братьев.

Альбигойцы (Рюкуа, 2014)

АЛЬБИГОЙЦЫ — участники широкого еретического движения в Южной Франции XII—XIII ввеков. Происхождение слова «альбигойцы» обычно связывают с г. Альби, возможно, являвшимся первоначальным центром движения. Альбигойцы считали земной мир, включая католическую церковь, творением сатаны, отрицали основные догматы церкви, требовали ликвидации церковного землевладения и церковной десятины. Основную массу альбигойцев составляли горожане (главным образом ремесленники), частично крестьяне. К альбигойцам примкнула и часть местных феодалов, притязавших на церковные богатства.

Альбигойцы (Новиков, 1987)

АЛЬБИГОЙЦЫ - участники еретического движения 12- 13 веков во Франции, направленного против господства католической церкви в экономической и духовной жизни средневекового города. В движении участвовали главным образом ремесленники, к которым примкнула часть крестьянства и мелкие феодалы. Альбигойцы противопоставляли материальному «миру дьявола» (т. е. всей земной жизни) духовный «божий мир» и называли католическую церковь «дьявольской силой», отвергали триединство бога, чистилище, ад, церковные таинства и обряды, почитание креста, икон, мощей, не признавали власть папы.

Альбигойцы (МВН)

АЛЬБИГОЙЦЫ, христианская секта, получившая широкое распространение в 12–13 вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Ее приверженцы именовались альбигойцами (по городу Альби, центру движения), а также катарами (греч. katharos, «чистый») от названия ранней манихейской секты, члены которой стремились очиститься – освободиться от телесности и материальности. В своих попытках решить проблему зла альбигойцы следовали традиции манихейского дуализма. Они утверждали сосуществование двух основополагающих начал – доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы...