Катары

КАТАРЫ — последователи неортодоксальных христианских течений, распространенных в Западной Европе в XII—XIV веках. В католической традиции вероучения катаров выделяли прежде всего по признакам дуализма, отрицания Священного Предания и критики церковной иерархии. В 1179 году на III Латеранском соборе (см. Латеранские соборы) катаризм осужден как ересь, а борьба с ним стала официальным основанием для организации крестового похода в Южную Францию (Альбигойские войны 1209-1229 годов).

Понятие «катары» применительно к членам религиозных общин встречается в текстах западноевропейских авторов со 2-й половины XII века. Предлагались различные варианты происхождения этого слова в соответствии с разными подходами к описанию «еретиков». В наименовании «катары» видели утверждение о наивысшей чистоте веры (греч. καθαρός — «чистые») и отсылку к манихейскому учению IV века об очищении души. Название «катары» связывали со словом «кот» (cattus) и «поток» (catha), объясняя тем самым, что «еретики» «утопают в пороке» и «целуют зад коту, в котором они видят образ Люцифера» (Alanus de Insulis. De fide catholica contra haereticos // PL. 210. Col. 366). В качестве синонима понятия «катары» со 2-й половины XII века употреблялось название «альбигойцы», впоследствии так стали обозначать преимущественно катаров Южной Франции. К катарам полемисты XII—XIII веков относили достаточно широкий круг религиозных общин. Экберт из Шёнау в 1163 году писал, что в Германии их называют «катары», во Фландрии «пифлами», в Галлии «ткачами». III Латеранский собор 1179 года осудил «еретиков, которых одни называют катарами, другие патаренами, третьи публиканами, четвертые прочими именами». В ранних сочинениях, приписываемых катарам и их последователям, понятие cathari не фигурирует. Авторы текстов писали о «добрых людях» (boni homines) — так же, как называли себя и члены некоторых общин, признаваемых Католической церковью.

Широкое использование понятия «катары» оборачивается трудностями в определении их религиозных представлений. Главной характеристикой катарских учений в описаниях католических полемистов является дуализм: противопоставление духовного и мирского, света и плоти, божественного и дьявольского. В сочинениях, приписываемых катарам, содержатся разные трактования дуалистического учения — от умеренного до радикального. Согласно трактату «О двух началах», по меньшей мере некоторые катары верили, что человеческая плоть греховна и создана для заточения душ — ангелов, павших вместе с дьяволом. Материальный мир представлялся как Ад, из которого следовало вырваться и вернуться на небеса. Для этого предлагалось вести праведную жизнь, соблюдать заповеди, воздерживаться от плотских удовольствий вплоть до отказа от половых отношений и брака. В широком понимании термин «катаризм» мог применяться к учениям, которые были объединены антиклерикализмом, почитанием бедности, а также принижением значения Священного Предания и Ветхого Завета. В религиозных практиках катаров выделяют несколько обрядов. Главным из них считается крещение «огнем и Святым Духом-Утешителем» («утешение», consolamentum). Его кульминацией было возложение на голову будущему члену общины Евангелия. В ходе богослужений центральное место занимало покаяние в грехах (в том числе публичное) и их отпущение. Нередко религиозные собрания сопровождались совместными трапезами с ритуалом преломления хлебов. В источниках упоминается особый тип поста, который мог предусматривать полный отказ от принятия пищи, — endura. В современной историографии нет единого мнения относительно происхождения катаризма. Согласно теории, которая опирается прежде всего на католическую полемическую литературу, это учение восходит к богомилам в Болгарии, а через них — к манихеям и зороастрийцам. Другие концепции предполагают европейское происхождение учений катаров с разной степенью влияния восточных «ересей». Появление катаризма или катаризмов в Западной Европе относят к 1140-м годам. К началу XIII века полемисты описывают катаров как организацию, сопоставимую с Католической церковью, с собственными епископствами и с четкой иерархией. Степень доверия сообщениям о «Церкви Антихриста» в полемических сочинениях, а также терминология в текстах, приписываемых катарам, остается предметом острых дискуссий.

С завершением Альбигойских войн в 1229 года и развитием инквизиционных трибуналов общины катаров постепенно пришли в упадок. Считается, что наиболее влиятельные объединения верующих в Южной Франции и Италии были окончательно разгромлены к 1320 году.

А. С. Позняков.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 271-273.

Источники:

Гильем Тудельский. Песнь об альбигойском походе. М., 2010; Cle dat L. Le Nouveau Testament, tradui au XIIIе siecle en langue Provencal suivi d'un ritual cathare. Paris, 1887 Dondaine A. La hierarchie cathare en Italie. II. Le Tractatus de heretici: dAnselme dAlexandrie O. P. // Archivum Fratrum Praedicatorum. Vol. 20 1950. P. 308-324; Duvernoy J. Le Registre d'Inquisition de Jaques Founder. 3 Vols. Paris, 1978; Liber sententiarum inquisitionis Tolosanae 1305—1323 / Ed. P. van Limborch // Historia inquisitionis. Amstelodami, 1692; Nelli R., Brenon A. Ecritures cathares. Monaco, 1995; Interrogatio Johannis / Ed. E. Bozyky. Paris, 2009; Rituel cathare / Ed. C. Thouzellier. Paris, 1977; Un traite neomanicheen du XIIIе siecle: Le «Liber de duobus principiis», suivi d'un fragment de rituel cathare / Ed. A. Dondaine. Rome, 1939; Venc- keleer Th. Un recueil cathare : le manuscrit A.6.10 de la «Collection vaudoise» de Dublin // Revue beige de philologie et d'histoire. Vol. 38. 1960. P. 815—834; Idem. Un recueil cathare: le manuscrit A.6.10. de la « Collection vaudoise» de Dublin (suite) // Ibid. Vol. 39. 1961. P. 759-793.

Литература:

Borst A. Die Katharer. Stuttgart, 1953; Brennon A. Le vrai visage du ca- tharisme. Portet-sur-Garonne, 1988; Idem. Les Archipels cathares. Cahors, 2002; Idem. Le choix heretique. Tou-louse, 2006; Dondaine A. Nouvelles sources de l'histoire doctrinale du neo-manicheisme au Moyen Age // Revue des sciences philosophiques et theologiques. Vol. 28. 1939. P. 465- 488; Idem. La Hierarchie cathare en Italie // Archivum Fratrum Praedicatorum. Vol. 19. 1949. P. 280-312; Idem. La Hierarchie cathare en Italie: II // Archivum Fratrum Praedicatorum. Vol. 20. 1950. P. 234-324; Idem. Durand de Huesca et la pole- mique anti-cathare // Archivum Fratrum Praedicatorum. Vol. 29. 1959. P. 228—276; Duvernoy J. La Religion des cathares. Toulouse, 1976; Idem. L'histoire des cathares. Toulouse, 1978; Idem. Le Catharisme. 2 Vols. Toulose, 1986; Inventer l'heresie? Discours polemiques et pouvoirs avant (Inqui-sition / Ed. M. Zerner. Nice, 1998; Jimenez-Sanchez P. Les catharismes: modeles dissidents du christianisme medieval (XIIе—XIIIе siecles). Rennes, 2008. Kaelber L. Sociological Explana-tions of Cathar Success and Tenacity in Languedoc: a New Perspective Focusing on the «Houses of Heretics» // Heresis. № 38. 2003. P. 31-49; Les cathares devant l'Histoire. Melanges of- ferts a Jean Duvernoy / Sous la dir. de M. Aurel. Cahors, 2005; Morghen R. Le origini dell'eresia medioevale in Occi- dente // Richerche di studia religio- sa. Vol. 1. 1954. P. 84-107; Nelli R. La Philosophic du catharisme. Toulouse, 1986; Roquebert M. L'epopee cathare. 4 vols. Toulouse, 1970-1989; Idem. Histoire des Cathares. Paris, 1999; Schmidt C. Histoire et doctrines de la secte des Cathares. 2 vols. Paris, 1849; Thouzellier С. II cosiddetto neo-Manicheismo occidentale del secolo XI // Oriente et occidente nel Medio Evo: Convegno di science morali, storiche e fililogiche, 27 maggio — 1 giugno 1956. Rome, 1957. P. 84-104, 158—160; Idem. Catharisme et valdeisme en Languedoc a la fin du XIIе et au debut du XIIIе siecle. Politique pontificale, controverses. Paris, 1966.