Альбигойцы (РИЭ, 2015)

АЛЬБИГОЙЦЫ (Albigenses) участники еретического движения (XII–XIII вв., Южная Франция), сложившегося в Лангедоке, получившего название от города Альби. Учение альбигойцев содержит элементы доктрин катаров, вальденсов и богомилов. О влиянии последних на альбигойцев говорит тот факт, что на очередном собрании общины Сен-Феликс ее главой был избран богомил Никита. Будучи греком по происхождению, он приехал во Францию с целью наставления в истине заблудших братьев. Альбигойцы не только обличали алчность пастырей, их стремление к богатству и наживе, отрицали таинства католической церкви, но и подвергали сомнению истинность христианского учения о Святой Троице. Видя в служителях Церкви людей, глубоко погрязших в грехах и отмеченных печатью порока, альбигойцы отказывались исповедоваться им и принимать Святые Дары. В 1147 году святой Бернард Клервоский (1091–1153) выступил с проповедью, в которой предостерегал «чад Христовых» от козней еретиков-катаров и их последователей альбигойцев. Позднее альбигойцы были подвергнуты осуждению со стороны святого Доминика (1170–1221). Альбигойцы пользовались значительной поддержкой не только простых людей, недовольных нравами духовенства, но и знати. Наиболее влиятельного покровителя альбигойцев нашли в лице графа Раймонда VI Тулузского. В 1179 году была предпринята первая неудачная попытка начать военную кампанию против альбигойцев. Лишь после того, как в 1209 году альбигойцы убили папского легата, Иннокентий III объявил крестовый поход (см. Альбигойские войны), итогом которого стало почти полное искоренение ереси. 

А. К. Гладков.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 324.

Литература:

Мадоль Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции / Пер. с фр. Цибулько Ф. СПб., 2000;

Осокин Н. А. История альбигойцев и их времени. М., 2000 (1-е изд. 1869–1872);

Breillat P. Recherches Albigeoises. Albi, 1948;

Cauzons T. de Les Albigeois et L’Inquisition. P., 1908;

Niel F. Albigeois et Cathares. P., 1990.

Понятие: