Авангард

Русский авангард

РУССКИЙ АВАНГАРД - широкое, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 годы и включавшее в себя множество течений и теорий абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Возник под влиянием французского кубизма (П. Пикассо, Ж. Брак) и фовизма (А. Матисс), итал. футуризма (Ф. Маринетти, У. Боччони) и нем. экспрессионизма (Ф. Марк), оказав, в свою очередь, огромное, во многом определяющее воздействие на все искусство западного авангарда и модернизма. Условно в развитии Р. а. можно выделить три периода.

Авангард (СВЭ, 1976)

АВАНГАРД (от франц. avant — впереди и garde — стража), элемент походного охранения в сухопутных войсках, совершающих марш. Выделяется в предвидении столкновения с противником, в зависимости от обстановки и поставленных задач, обычно от дивизии — полк, от полка — батальон. Задачи авангарда: не допустить внезапного нападения противника на главные силы и проникновения его наземной разведки в полосу движения охраняемых войск, создать благоприятные условия для их развёртывания и ввода в бой.

Авангард (БСЭ, 1969)

АВАНГАРД (франц. avant - впереди и garde - стража), 1) орган походного охранения в сухопутных войсках и на флоте. Во время марша войск или похода флота следует впереди главных сил для их охранения. Задача авангарда - не допустить внезапного нападения противника на главные силы, создать им выгодные условия для развёртывания и вступления в бой, а также устранять препятствия на пути движения войск. Силы и средства, выделенные в состав авангарда, и его удаление от главных сил зависят от обстановки и поставленных задач.

Авангард (НФЭ, 2010)

АВАНГАРД И МОДЕРНИЗМ. Поп-арт и концептуализм завершили бурную эру авангарда и знаменовали собой то состояние художественно-эстетической культуры, которое обычно называют модернизмом (хотя проблема четких различий между авангардом и модернизмом остается дискуссионной). Существует тенденция трактовки модернизма как явлений в художественной культуре, которые возникли на основе авангарда, но утратили его эпатажно- разрушительный или эйфорически-эвристический манифестарный пафос. Для основного поля искусства середины 20 в.

Авангард

АВАНГАРД И ИСКУССТВО 20 в. Глобальное значение авангарда выявлено еще не в полной мере, однако уже очевидно, что он показал принципиальную культурно-историческую относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания; в частности, вывел многие традиционные виды искусства и присущие им формы художественного мышления из сферы художественно-эстетического и, напротив, придал статус искусства предметам, явлениям, средствам и способам выражения, не входившим в контекст традиционной художественной культуры; довел до логического завершения (часто — до абсурда) практически все основные виды новоевропейских искусств (и их методы художественной презентации), тем самым показав, что они уже изжили себя, не соответствуют современному (и тем более будущему) уровню культурно- цивилизационного процесса, не могут адекватно выражать дух времени...

Авангард

АВАНГАРД. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ. Основные направления авангарда - фовизм, кубизм, абстрактное искусство, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство; додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусство и др. К авангарду относятся также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных направлений, как П. Пикассо, М. Шагал, П. Н. Филонов, П. Клее, А. Матисс, А. Модильяни, Ш. Ле Корбюзье, Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, А.

Авангард

АВАНГАРД (франц. avant-garde — передовой отряд) — категория, означающая в современной эстетике и искусство-знании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1-й половине 20 века. В России его впервые употребил (в негативно-ироническом смысле) А. Бенуа для характеристики ряда участников выставки «Союза русских художников» (1910). Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. В 20 в., однако, понятие авангарда приобрело значение термина для обозначения мощного феномена художественной культуры, охватившего практически все ее более-менее значимые явления, имеющие, несмотря на пестроту и разнообразие, много общего...