Пракрити

Пракрити (НФЭ, 2010)

ПРАКРИТИ (санскр. prakṛti – природа, производящее начало) – одно из двух первоначал мира в дуалистической философии классической санкхьи, являющееся одновременно его Первоматерией, действующей причиной и «дизайнером» с целеполагающими интенциями. Синонимы «Пракрити» – «непроявленное» (см. Вьякта–авьякта) и «основное» (прадхана). Пракрити является особым модусом взаимоотношения трех гун, состоянием их «равновесия».

Пракрити (Кузнецов, 2007)

ПРАКРИТИ (санскр. — природа, первоматерия) — в древнеиндийской философии термин для обозначения природной субстанции, материальной основы и первопричины мира объектов, не сводимой ни к конкретно-чувственным элементам (бхутам), ни к атомам (параману). П. — одна из основных категорий (наряду с Пурушей) древнеиндийской философской системы санкхья: здесь П. выступает как главная и внеразумная (ачетана) причина эволюции, или развертывания, мира. Ступени эволюции П. в санкхье таковы. Первой из них выступает махат (великое) — зародыш всей огромной вселенной, когда П. пробуждается от космического сна, а освещаемый сознанием Пуруши махат служит своего рода субстратом всех последующих индивидуальных сознаний, вследствие чего он также называется буддхи (первичный интеллект, что не есть Пуруша). Далее воз-никает самосознание «Я» (ахамкара; и это не Пуруша), из которого развертываются три серии телесных элементов: а) шесть человеческих органов чувств (джнянендрии); б) пять человеческих органов действия типа рук, ног (кармендии); в) пять зародышей, или тонких физических элементов (танматры)...