Пракрити (Кузнецов, 2007)
ПРАКРИТИ (санскр. — природа, первоматерия) — в древнеиндийской философии термин для обозначения природной субстанции, материальной основы и первопричины мира объектов, не сводимой ни к конкретно-чувственным элементам (бхутам), ни к атомам (параману). П. — одна из основных категорий (наряду с Пурушей) древнеиндийской философской системы санкхья: здесь П. выступает как главная и внеразумная (ачетана) причина эволюции, или развертывания, мира. Ступени эволюции П. в санкхье таковы. Первой из них выступает махат (великое) — зародыш всей огромной вселенной, когда П. пробуждается от космического сна, а освещаемый сознанием Пуруши махат служит своего рода субстратом всех последующих индивидуальных сознаний, вследствие чего он также называется буддхи (первичный интеллект, что не есть Пуруша). Далее воз-никает самосознание «Я» (ахамкара; и это не Пуруша), из которого развертываются три серии телесных элементов: а) шесть человеческих органов чувств (джнянендрии); б) пять человеческих органов действия типа рук, ног (кармендии); в) пять зародышей, или тонких физических элементов (танматры), которые раскрываются в конечные продукты эволюции - грубые физические первоэлементы-стихии (бхуты). Таким образом, всего насчитывается 24 категории, или формы, возникшие из эволюции П. Периодически совершающаяся эволюция П. сопровождается также периодической ее инволюцией-свертыванием, что обусловлено сотериологическими целями.
Учение о П. (П.-вада), как концепция внеразумной материальной причины мира, подвергалась резкой критике философами веданты, в которой утверждалась, напротив, концепция разумной (четана) причины мира. Поэтому в ряде школ индийской мысли и особенно в веданте П. предстает в качестве источника заблуждения, ибо ее низшая реальность скрывает высшую реальность абсолюта — Брахмана; в связи с этим П. отождествляется с майей.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 444.