Пуруша

Пуруша (НФЭ, 2010)

ПУРУША (санскр. puruṣa, букв. – муж, человек) – второе космическое первоначало в дуалистической онтологии санкхьи, находящееся в отношении взаимодополнения с Пракрити и соответствующее духовному началу в качестве «чистого субъекта». Пуруша в «Санкхья-карике» «конструируется» через отрицание родовых характеристик гун и их модусов: он лишен самой гунности, неразличения, объектности, общности, бессознательности и способности к порождению чего-либо (ст. 11). Доказательства существования Пуруши: 1) предназначенность всего составного (структурность мира и психофизического агрегата индивида) для «другого»; 2) необходимость наличия противоположности всему трехгунному; 3) необходимость наличия «управляющего» начала; 4) необходимость в существовании «вкушающего» (бхоктри), или субъекта опыта; 5) наличие деятельности, направленной на «освобождение» (ст. 17)...

Пуруша (Баландин, 2007)

ПУРУША [индийского пантеона ]. Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Он закрыл собою всю землю и возвышался над ней на десять пальцев. Пуруша — это все, что стало и станет. Он властвует над бессмертием, [над всем], что растет благодаря пище.

Огромно его величие, но еще огромнее [сам] Пуруша. Четвертая часть его — все сущее, три [другие] — бессмертное в небе…

От него родилась Вирадж, а за ней пуруша. Родившись, он распростерся на запад и на восток.

Пуруша (Кузнецов, 2007)

ПУРУША (санскр., букв.: человек, мужчина) — термин в древнеиндийской религии и философии, обозначавший в древности космического первочеловека, принесенного в жертву богами для создания мира («пуруша-сукта» из Ригведы. X. 90, см. Веды), и впоследствии ставший категорией для вселенской и индивидуальной души, «Я», сознания, духа. П., как правило, играет роль соединения мировой души и индивидуальной: он едино-множествен. В упанишадах в смрити и некоторых направлениях веданты П.