Воображение

Фантазия (Головин, 1998)

ФАНТАЗИЯ — 1. Синоним воображения. 2. Продукт воображения. Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании; для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазия, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.

Воображение пассивное (Головин, 1998)

ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ — характерно созданием образов, кои не воплощаются в жизнь; программ, кои не выполняются или вообще не могут быть выполнены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за коего человек отказывается от необходимости действовать. Воображение пассивное может быть: 1) преднамеренным — создает образы (грезы), не связанные с волей, коя могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности; 2) непреднамеренное — наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Воображение

ВООБРАЖЕНИЕ — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников...

Воображение историческое

ВООБРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ - 1) способность представлять то, что было в действительности или не существовало вообще (1); 2) способность к созерцанию даже при отсутствии самого предмета созерцания, обладающая конструктивной функцией, в которой продуцируется целостность (4). В. и. стало предметом особого когнитивного интереса в работе Р. Дж. Коллингвуда, который, рассматривая историческое воображение в рамках идеи предпосылочности как фундаментального принципа исторического познания, считал, что необходимым средством для построения истории являются априорное и конструктивное воображение, обеспечивающее: а) выбор используемых источников, их проверку и критику; б) интерполяцию в разрозненные свидетельства источников интегрирующих высказываний, в них прямо не содержащихся; в) создание «картины прошлого», оправданной имеющимися свидетельствами, как исторической конструкции...

Воображение

ВООБРАЖЕНИЕ — способность представления (образования, удержания и произвольного воспроизведения) образа предмета в отсутствие самого предмета, существующего либо реально, либо только в представлении. Понятие воображения (…) как особой ментальной способности представления впервые в греческой философии вводится Платоном. Воображение описывается в «Филебе» (38 а — 40 е; без употребления самого термина) как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделенного от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (самый термин впервые используется в «Государстве» 382 е; ср. «Теэтет» 152 с, 161 е). Подобная способность души оказывается способностью творческой, благодаря которой душа в состоянии изображать или «рисовать» образы вещей, не только копируя, но и произвольно внося разнообразные изменения. Поскольку для Платона образы, т.е. вещи и их изображения, суть лишь слабые преходящие отпечатки сущего, прообразов-эйдосов, или идей, то и способность воображения, как создающая образы, неизбежно должна вносить некоторое искажение в представляемое ею, т.е. быть причастна не-сущему и иррациональному...

Воображение

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. Воображение выражается в мысленном построении программы поведения, когда неясен путь решения возникшей проблемной ситуации. Учитель осуществляет формирование воображения учащихся на всех уроках и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости воображения самого учителя во многом зависит характер его педагогической деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и другими людьми.

Трансцендентальное воображение

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (трансцендентальный синтез способности воображения, трансцендентальная способность воображения, продуктивная способность воображения, творческое воображение, чистое воображение, чистая способность воображения a priori и т.п.) - понятие трансцендентальной логики Канта, используемое для обозначения действия способности рассудка на чувственность, в результате которого осуществляется синтез многообразия чувственно-наглядных представлений сообразно категориям.

Воображения развитие

ВООБРАЖЕНИЯ РАЗВИТИЕ. В. формируется у учащихся на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений детей, педагог тем самым обогащает развитие его В. Первые проявления В. можно наблюдать у детей-трёхлеток. К этому времени у ребёнка накапливается некоторый жизненный опыт, который даёт материал для работы В. Важнейшее значение в В.р. детей имеет игра, особенно ролевая игра, а также их конструктивная деятельность, рисование, лепка. Может показаться, что у детей-дошкольников В. развито лучше, чем у школьников и взрослых, - настолько В. малышей ярко и живо.

Воображение творческое

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ - разновидность В., заключающегося в самостоятельном создании новых и оригинальных образов, требующих отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое. Объективно новые образы - это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое - это то, что ново для данного человека. В.т.

Воображение пассивное (Рапацевич, 2006)

ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ - характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. В. выступает при этом как замена деятельности, её суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Наилучшим примером бездеятельной пустой мечтательности может служить созданный Н.В. Гоголем образ Манилова. Людей с таким В. называют «пустыми мечтателями», «фантазёрами». Нередко это люди с бедным личным опытом, неразвитой критичностью мышления, слабой волей, не связанные с жизненной практикой.

Страницы