Воображение историческое
ВООБРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ - 1) способность представлять то, что было в действительности или не существовало вообще (1); 2) способность к созерцанию даже при отсутствии самого предмета созерцания, обладающая конструктивной функцией, в которой продуцируется целостность (4). В. и. стало предметом особого когнитивного интереса в работе Р. Дж. Коллингвуда, который, рассматривая историческое воображение в рамках идеи предпосылочности как фундаментального принципа исторического познания, считал, что необходимым средством для построения истории являются априорное и конструктивное воображение, обеспечивающее: а) выбор используемых источников, их проверку и критику; б) интерполяцию в разрозненные свидетельства источников интегрирующих высказываний, в них прямо не содержащихся; в) создание «картины прошлого», оправданной имеющимися свидетельствами, как исторической конструкции. Р. Дж. Коллингвуд подчеркивал, что существует разница между произведениями историка и произведениями романиста как продуктами воображения: задача романиста - построить связную картину, обладающую смыслом, задача историка - построить осмысленную картину, претендующую на истинность (3). Большую роль в концептуализации исторического воображения сыграл Хейден Уайт, который полагал, «что то, что историки производят, есть, прежде всего, воображаемые образы, которые функционируют более, чем воспоминание прошлых событий в чьем-то отдельном воображении». Основная идея его концепции состоит в том, что в работе историка анализу и процедурам объяснения и повествования предшествуют образы и предположения, касающиеся содержания и смысла изучаемых и описываемых исторических событий в форме исторического повествования, получаемые посредством своего рода поэтического прозрения и глубинной структуры исторического воображения. Понятие «историческое воображение» в концепции X. Уайта шире понятия литературного вымысла, или фикциональности, оно располагается в одном ряду с понятием «мимесис», означающим не отсылку к реальности, а дискурсивный акт, результатом которого становится эффект правдоподобия. При этом X. Уайт считал, что воображение «в работе историка вступает в действие на последней стадии его труда, когда становится необходимым обозначить логику рассуждений или составить нарратив, в которых и репрезентировать свои изыскания» (5). В. и. можно рассматривать в двух значениях: воображение историков и повседневное историческое воображение коллективных сообществ. В. и. историков - способность исторического сознания создавать образы исторической реальности на основе предпосылочного исторического знания и знания, полученного на основе информации, полученной из исторических источников. В этом плане В. и. историков тесно связано с их ментальными картинами прошлого. Различают репродуктивное В. и., направленное на воспроизводство целостной исторической реальности такой, какой она была на самом деле, и продуктивное В. и., направленное на производство целостной исторической реальности в виде ее синкретического образа как когерентной «картины истории», в которой презентуется как трансцендентальная историческая реальность, так и представления о ней историка. В. и. как атрибут познавательной деятельности историка играет большую роль на всех этапах его деятельности. На источниковедческой стадии исторического исследования В. и. формирует «вопросник», позволяющий получать эмпирическую информацию из источников и на ее основе создавать исторические факты. На стадии создания исторического нарратива В. и. задает модель систематизации исторических фактов и исторического повествования, преодолевая при этом и недостаток исторической информации, и «разрывы» в исторических знаниях (2). В классической модели исторического исследования В. и. как структура исторического познания позволяет заполнять источниковые лакуны, «достраивать» объективную картину исторической реальности воображаемыми структурами, реконструировать объективную надындивидуальную историческую реальность в виде ее исторического образа, включающего концептуально-понятийные схемы. В неклассической модели исторического исследования В. и. является структурой интерпретации, позволяющей создавать образ индивидуальной исторической реальности в виде целостной системы значений и смыслов. Кроме того, в рамках этой модели предметом интерпретаций становится повседневное историческое воображение. В неоклассической модели исторического исследования воображение — структура исторического познания, связанная с когнитивным конструированием исторической реальности в виде исторического образа как целостной «картины истории», в которой неразрывно слиты представления об исторической реальности с самой исторической действительностью. В. и. как повседневное историческое воображение коллективных сообществ связано с исторической памятью, в рамках которой историческая реальность виртуализируется, поскольку сопереживается через символы, которые всегда наделяют практику повседневности некоторыми значениями, отклоняющимися от ее строго семантического определения. Основой повседневного исторического воображения является «имажинер» как бессознательный конструктор исторической реальности. Продуктом «имажинера» выступает воображаемая историческая реальность как социокультурный «траект», т. е. образ исторической реальности, отчужденный в процессе коммуникативных практик от коллективных субъектов и автономный по отношению к внешнему социальному миру как миру индивидуальных и социальных отношений, который воспринимается через призму самого «траекта».
А. В. Лубский
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 56-58.
Литература:
1) Carr D. History, Fiction and Human Time // History and the Limits of Interpretation. A Symposium. Режим доступа: http://www.cohesion.rice.edu/ humanities/csc/conferences.cfm?doc id=350 [февраль, 2014]; 2)Кобелева JI. С. Роль воображения в истории и историографии: автореф. дисс. ...канд. филос. наук. СПб., 2000; 3) Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. С. 231-236; 4) Солонин Ю.Н. Воображение и познание в исторических науках // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 90-93; 5) Уайт X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.