Воображения развитие

ВООБРАЖЕНИЯ РАЗВИТИЕ. В. формируется у учащихся на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений детей, педагог тем самым обогащает развитие его В. Первые проявления В. можно наблюдать у детей-трёхлеток. К этому времени у ребёнка накапливается некоторый жизненный опыт, который даёт материал для работы В. Важнейшее значение в В.р. детей имеет игра, особенно ролевая игра, а также их конструктивная деятельность, рисование, лепка. Может показаться, что у детей-дошкольников В. развито лучше, чем у школьников и взрослых, - настолько В. малышей ярко и живо. Однако это неверно. Яркость и живость образов ещё не означает богатства В. Наоборот, В. детей бедно, т.к. они многого не знают (как известно, В. создаёт образы на основе богатства жизненного опыта). Ещё К.Д. Ушинский отмечал, что для ребёнка не существует невозможного потому, что ещё не знает, что возможно, а чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто путают воображаемое с действительным.

Интенсивно развиваются представления В. у детей школьного возраста. Этому содействует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребёнок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений. Однако среди младших школьников есть дети с очень бедными, слабыми представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими. С такими детьми надо много работать, обогащать их реальные представления, тренировать в умении прилагать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление. Большое значение имеет включение уч-ся в работу творческих кружков (по рисованию, литературе, техническому творчеству и др.). Важна здесь роль специальных методических приёмов - рассказы и сочинения по картинам, рисование иллюстраций к текстам, мысленное путешествие по географической карте с наглядным описанием природы и ландшафтов тех местностей и стран, куда направляются школьники, путешествие в прошлое с наглядным представлением событий, уклада жизни и быта людей той эпохи.

Развитие В. у учащихся создаёт предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает В. На развитие В. влияет чтение художественной литературы, просмотр кинокартин, посещение театров, картинных галерей, музеев, организованное слушание музыки, экскурсии на природу и т.п.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 82.

Понятие: