Восприятие

А. Люрер. Дом у пруда.

 

Образ восприятия

ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ - субъективная представленность предметов окружающего мира или их свойств. Образ восприятия обусловлен как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению объектами окружающего мира, образ восприятия также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 389.

Гаптическое восприятие

ГАПТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ (от греч. hapto — касаюсь, хватаю). Форма восприятия, в котором построение осязательного образа обусловлено реализацией ощупывающих движений руками, благодаря которым воспроизводится контур предмета. Принято выделять две стадии в обследовании предмета: сначала, на ориентировочной стадии, с помощью мелких движений выделяются наиболее информативные части фигуры, затем — посредством более размашистых движений руки — строится окончательный осязательный образ. Синоним. Осязание.

Подпороговое восприятие

ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ - форма чувственного отражения без контроля сознания. В работах В. Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители. Так, проводилось обследование больных, страдавших постконтузионной глухотой. Обнаружилось, что сразу после травмы, когда слуховые ощущения полностью отсутствуют или возникают только при сильных звуках, все же можно добиться возникновения ответных реакций организма, (например, улиткозрачковый рефлекс).

Целостность восприятия

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - характеристика восприятия, выраженная в том, что все сенсорные признаки какого-либо воспринимаемого предмета организованы в достаточно устойчивую систему таким образом, что даже те его отдельные признаки, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира. В последнее время получены доказательства того, что уже младенцы обладают целостностью восприятия.

Восприятие (НФЭ, 2010)

ВОСПРИЯТИЕ — чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого). Исторически восприятие отличалось от ощущения, которое характеризует не целостный предмет, а лишь отдельные качества, свойства, а также от мышления как сознательного размышления, анализа, как интерпретации, поскольку мышление выступает как опосредованная деятельность, а его результаты (абстракции, понятия, идеализации, теоретические объекты, идеи, теории и т. д.) могут и не восприниматься. Восприятие отличается также от наглядных образов представлений, которые, будучи субъективно непосредственно данными, вместе с тем не сопровождаются чувством прямого контакта с реальным миром...

Развитие восприятия в онтогенезе

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ (от греч. ontos — сущее + genesis — происхождение). Процесс структурных изменений процессов восприятия по мере индивидуального развития. Так, с момента рождения и до 1,5- 2 лет происходит реализация генетически заложенных программ, которые предопределяют восприятие отдельных свойств окружающей среды. Р. Франц разработал «метод зрительного предпочтения», при помощи которого было вы-явлено, что младенец изначально способен к различению физических характеристик актуальной ситуации (Франц Р.

Константность восприятия

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (от лат. constans — постоянный). Характеристика процесса восприятия, представленная относительной устойчивостью воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 году Мартиусом, работавшим у В. Вундта. На основе работы Мартиуса В. Вундт сделал заключение, что наблюдаются несоответствия между изображением, проецируемым на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия.

Антиципации восприятия

АНТИЦИПАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ (нем. Antizipationen der Wahmehmung) — термин кантовской философии, обозначающий одну из разновидностей априорных синтетических основоположений чистого рассудка. Общая формулировка всех антиципаций восприятия по первому изданию «Критики чистого разума» (А 166): «Во всех явлениях ощущение и реальное, соответствующее ему в предмете (realitas phaenomenon), имеет интенсивную величину, т. е. степень».

Зрительное восприятие

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ - форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имею: врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга.

Адекватность ощущения и восприятия

АДЕКВАТНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ (от лат. adaequatus — приравненный, равный). Характеристика процесса восприятия, выражающая собой инвариантность (постоянство) основных свойств субъективного образа. Воспринимаемые признаки какого-либо объекта или процесса в целом соответствуют такому описанию данного объекта или процесса, которое дается другими людьми и не противоречит данным, полученным по другим сенсорным каналам.

Страницы