Вотчина

Вотчина в Англии XIII века (Косминский, 1947)

Наше представление об английской феодальной вотчине («маноре») создалось на основании источников, относящихся к крупным вотчинам больших феодальных владельцев — епископов, аббатов, больших баронов. В наших представлениях об английском средневековом крестьянстве почти все поле зрения занято проблемами «вилланства» — вопросами об юридическом и экономическом положении несвободного крестьянства. При этом в тени остается ряд сторон, без освещения которых мы не можем составить полного представления о специфических особенностях феодального развития Англии.

Все исследователи политической истории Англии прямо или косвенно признают крупнейшую роль, которую в средневековой Англии играл своеобразный общественный слой — зажиточные крестьяне — фригольдеры и мелкие рыцари...

Феодальная вотчина (Сказкин, 1977)

С утверждением и оформлением к началу IX века феодальной собственности на землю происходят существенные изменения в хозяйственной организации франкского общества. Если до начала переворота в поземельных отношениях основой его хозяйственной организации оставалась свободная сельская община-марка, то к концу VIII - началу IX века ее место занимает феодальная вотчина и подчиненная ей крепостная община.

Структура крупного феодального землевладения, окончательно сложившегося в каролингский период, не была однородной. Крупные землевладельцы, как светские, так и духовные, располагали землями самого различного размера и качества. Среди их владений имелись крупные вотчины, которые занимали сплошные территории, совпадавшие с целой деревней или состоявшие из ряда деревень...

Вотчина X—XI веков

Совещание сыновей Ярослава — Изяслава, Святослава, Всеволода и их мужей, на котором рассматривались вопросы, связанные с княжеской вотчиной, оставило нам материал и для суждения об организации древнерусской вотчины.

Совещание происходило, по-видимому, после смерти Ярослава, т. е. после 1054 г., но когда именно, нам точно не известно, во всяком случае не позднее 1073 г., когда Изяслав был изгнан из Киева.

Мы также можем только догадываться и о причинах, вызвавших это собрание. Однако результаты его налицо. Это так называемая «Правда» Ярославичей. В «Пространной Правде» имеются указания, способные пролить некоторый свет на темные стороны интересующего нас совещания князей и их бояр: «По Ярославе же паки совокупившеся, читаем в «Пространной Правде»,..

Вотчина (СИЭ, 1963)

ВОТЧИНА. Вид феодальной земельной собственности в России; владелец вотчины мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. Вотчина возникла в процессе формирования частной феодальной собственности и превращения родоплеменной знати в землевладельцев-феодалов. В 9-10 веках в Киевской Руси уже существовали феодальные вотчины князей и бояр. В 11-15 века вотчина стала преобладающей формой феодального землевладения, а количество вотчин и их размеры значительно увеличились за счет захвата общинных земель, пожалований, заимки, купли, обмена и пр. Вотчина состояла часто из нескольких владений, разбросанных на большой территории и хозяйственно слабо связанных друг с другом. Вотчина владели главным образом бояре, «вольные слуги» и другие представители высшего слоя класса феодалов, а также монастыри, церкви, высшее духовенство...

Вотчина (Орлов, 2012)

ВОТЧИНА — вид феодальной земельной собственности. Возникла в Древней Руси как наследственное семейное или корпоративное владение («отчина»), Владельцами были князья, бояре, церковные корпорации. Передавалась от отца к сыну по наследству. Синоним вотчины — сеньория. Вотчину можно было купить или получить путем пожалования от верховной власти. Различались вотчины родовые, купленные и выслуженные. Указ Петра I о единонаследии (1714) оформил слияние вотчины с поместьем. Монастырские и церковные вотчины ликвидированы в ходе секуляризации (1764).

Вотчина

ВОТЧИНА (отчина), владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся поместью, как владение на более прочном праве собственности. В течение XV-XVIII в. вотчинное владение постепенно ограничивается, сливаясь в н. XVIII в. окончательно с поместным. Первыми подвергаются ограничениям вотчинные владения князей. Иоанн III запретил князьям сев.-вост. уделов, Ярославским, Суздальским и Стародубским, продавать свои вотчины без ведома вел. князя, а также отдавать в монастыри.