Феодальная вотчина (Сказкин, 1977)

С утверждением и оформлением к началу IX века феодальной собственности на землю происходят существенные изменения в хозяйственной организации франкского общества. Если до начала переворота в поземельных отношениях основой его хозяйственной организации оставалась свободная сельская община-марка, то к концу VIII - началу IX века ее место занимает феодальная вотчина и подчиненная ей крепостная община.

Структура крупного феодального землевладения, окончательно сложившегося в каролингский период, не была однородной. Крупные землевладельцы, как светские, так и духовные, располагали землями самого различного размера и качества. Среди их владений имелись крупные вотчины, которые занимали сплошные территории, совпадавшие с целой деревней или состоявшие из ряда деревень. Вотчины такого типа были наиболее широко распространены в северных областях Франкского государства — между Рейном и Луарой. Но иногда владения даже крупных землевладельцев складывались на небольших вотчин, включавших часть большой деревни или лежавших в разных деревнях, либо даже из отдельных дворов, расположенных вперемежку с владениями других собственников, часто еще свободных крестьян. Такой тип существовал повсюду, но более характерен был для южных областей государства.

   Разнообразие в структуре крупного землевладения объяснялось тем, что далеко не всегда крупный землевладелец становился сразу собственником всей деревни. Иногда он приобретал сначала несколько мелких крестьянских участков, а затем постепенно округлял свои владения путем обмена, покупки или прямого захвата, пока вся деревня не превращалась в его вотчину или ее часть.

   Источники по истории феодальной вотчины каролингского периода [полиптики, картулярии, «Капитулярий о поместьях» (Capitulare de villis) Карла Великого] показывают, что уже в эту эпоху она являлась организацией для эксплуатации зависимого крестьянства, для присвоения крупными землевладельцами феодальной ренты — прибавочного труда крестьян в форме оброков и барщины. Земля в феодальной вотчине обычно делилась на две части: на господскую землю или домен (от латинского dominus — господин), на которой: велось хозяйство феодала, и на землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян и состоявшую из тяглых наделов.

   В состав господской или домениальной, земли (terra dominica, mansus indominicatus) входили барская усадьба — дом и двор с хозяйственными постройками, где иногда находились мастерские вотчинных ремесленников, сад, огород, иногда виноградник, скотный двор и птичник сеньора. С барской усадьбой обычно были связаны мельницы и церковь, которая считалась собственностью феодала. Пахотные земли, луга и виноградники вотчинника, разделенные на мелкие участки, лежали чересполосно с участками зависимых крестьян. Часть лесных массивов и тех пастбищ, лугов и пустошей, которые прежде принадлежали свободной общине-марке, теперь также превратилась в собственность феодала. Вследствие чересполосицы в вотчине господствовали принудительный севооборот с выпасом скота по пару и по жнивью после снятия урожая, чему вынужден был подчиняться и сам феодал. Обработка господской земли велась в основном трудом вависимых крестьян, работавших на барщине со своим скотом и инвентарем. Использовался также, хотя и в гораздо меньшей степени, труд дворовых рабов, работавших с инвентарем и скотом вотчинника-сеньора.

   Земли, находившиеся в пользовании крестьян, делились на наделы, называвшиеся в западной части Франкского государства «мансами», а в восточной — «гуфами». В каждый надел входили: крестьянский двор с домом и надворными постройками, иногда огород, сад и виноградник, примыкавшие к двору, и полевой пахотный надел, состоявший из отдельных полос пашни, разбросанных чересполосно с земельными участками других крестьян и самого вотчинника. Кроме того, крестьяне пользовались оставшимися в распоряжении общины выпасами. Таким образом, общинная организация с принудительным севооборотом и коллективным пользованием неподеленными угодьями не исчезла с возникновением вотчины. Однако некогда свободная община-марка превратилась теперь в зависимую, крепостную общину, а сельский сход свободных общинников — в сход зависимых крестьян, происходивший под председательством назначенного сеньором старосты, проводившего в жизнь требования сеньора.

   Наделы, на которых сидели зависимые крестьяне, были тяглыми наделами, так как на них лежали определенные повинности (оброк, барщина). На землях вотчины обычно имелись и свободные держания — сохранившиеся еще кое-где крестьянские аллоды, прекарии и бенефиции должностных лиц вотчинной администрации, которыми они пользовались как платой за свою службу, а также бенефиции мелких вассалов феодала-вотчинника.

История средних веков. В двух томах под общей редакцией С. Д. Сказкина. Том I. М., 1977.

Понятие: