Бекташия

Бекташи (РИЭ, 2015)

БЕКТАШИ (Бекташиийя) суфийское «братство» (тарикат), сложившееся в Малой Азии в конце XIII — начале XIV века первоначально среди местного тюркского кочевого и оседлого населения. Название братства возводят к Хаджи Бекташу Руми, но реальным основателем тариката стал бродячий проповедник Хаджи Бекташ Вели Нишапури Хорасани (1208—1270). В период своего становления Бекташи прочно связало себя с движением гази («борцов за веру»), которое способствовало возвышению османов в XIII—XV века.

Бекташия (Гогоберидзе, 2009)

БЕКТАШИЯ, бекташи — суфийское братство, сложившееся в Малой Азии в конце XIII — начале XIV вв. и получившее свое название по имени его основателя, Хаджи Бекташа Вали Нишапури (1208-1270 гг.). Окончательное становление Б. связывается с деятельностью Балим Султана (умер в 1516 г.), при котором Б. приняло четкие формы организации со строгой дисциплиной, системой соподчинения, разработанным ритуалом приема и посвящения новых членов братства, со своей символикой и одеждой. При нем же Б. добилось большого влияния среди янычар (турецкая регулярная пехота, комплектовавшаяся путем насильственного набора мальчиков из христианского населения Османской империи). Вслед за османскими завоеваниями Б. распространилось по всему Ближнему Востоку и проникло на Балканы. В 1826 г. корпус янычар был уничтожен, а Б. запрещено. В середине XIX в. Б. вернуло утраченное влияние в обществе, но раскололось на три формально не выделившиеся ветви: бекташй, деде и челеби. Осенью 1925 г. все братства, действовавшие в Турции, были распущены. Б. официально функционировало в Албании до 1967 г., в Каире до 1965 г. действовала албанская текке, в настоящее время имеются обители Б. в Хорватии и США...

Бекташи (НиРМ, 2000)

БЕКТАШИ, члены дервишского ордена, возникшего в Малой Азии в 12—13 вв. и превратившегося в особую мусульманскую секту. Основателем ордена считается Хаджи Бекташи Вали. О жизни и деятельности Бекташи известно очень мало, его легендарная биография составлена не ранее 15 в. Верования и обряды Бекташи включают разнородные, обычно заметно искажённые элементы ислама (в основном шиитского) и христианства. Характерны культ Али, признание 12 шиитских имамов, почитание мучеников, вера в троицу - Аллаха, Мухаммеда и Али, нечто вроде причащения вином, хлебом и сыром, исповедь наставнику, обет безбрачия и др. Резиденция духовного главы ордена - «деде» располагалась в обители у предполагаемой могилы Бекташи, между Кыршехиром и Кайсери. Остальные обители (текке) возглавляются настоятелями - «баба». Наставники - «муршиды» обучают послушников, не прошедших обряд посвящения в дервиши...