Суфизм

Суфизм (Мальцев, 2019)

Суфи́зм, (تصوف) как религиозно-философское течение в исламе  возник примерно в VIII веке. Литература этого направления развилась в X и начале XI века. Ф. Энгельс в работе «Крестьянская война в Германии» сделал вывод о том, что в средние века всякое оппозиционное движение в Европе  облекалось в религиозную форму. Восток в этом смысле не был исключением.

Суфизм тоже был подобным еретическим учением. Оно получило распространение на всем Ближнем Востоке и проникло даже в Индию и Китай. Он состоит из трех направлений в исламе, которые возникли диахронически: 1. Аскетизм; 2. Эротическая мистика; 3. Пантеизм. – Суфизм представляет собой совокупность этих трех направлений...

Суфизм (Мчедлов, 1999)

Суфизм — мистико-аскетическое течение в исламе. Название происходит от араб. "суф" — шерсть. Дело в том, что аскеты-отшельники, мистики носили грубое шерстяное одеяние. Суфизм начал формироваться в середине 8 — начале 9 века. Для ранних суфиев был характерен культ бедности, стойкое перенесение страданий и лишений, строгое следование предписаниям Корана и сунны, многократные дополнительные молитвы и посты, отказ от сотрудничества со светскими властями, глубокие размышления над кораническими текстами и стремление вскрыть истинные мотивы человеческих поступков.

Совершенный человек

СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК (араб, «аль-инсан аль-камиль») — одно из основных понятий суфийской философии, которое адресовали мусульманам, достигшим высшей нравственной чистоты и полного знания об исламе. Совершенный человек соединяет в себе противоположные аспекты бытия: духовный и материальный. Этим обусловлено его исключительное значение для всего мироздания, он — причина, цель и смысл создания человека. Учение о совершенном человеке было выдвинуто суфийским философом Ибн аль-Араби и продолжено его последователями.

Суфизм. Веротерпимость

СУФИЗМ. ВЕРОТЕРПИМОСТЬ. Существенной импликацией суфийской философии является веротерпимость, выраженная в принципе «невозможно поклоняться ничему, кроме истинного Бога». Поскольку любая вещь в вечностнóй стороне своего существования является неиной в отношении Истины, всякое поклонение и оказывается по существу поклонением Истине. С этой точки зрения любое вероисповедание истинно, но при том обязательном условии, что не претендует на исключительное владение истиной, предполагая т.о. иные исповедания (в т. ч.

Суфизм. Этическое учение

СУФИЗМ. ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ суфизма также находится под влиянием кардинального тезиса о двуединстве миропорядка. Человек, с одной стороны, определен вечностной стороной существования, но с другой – сам определяет ее, поскольку, хотя воздействие и соотносится с «несуществующим», т.е. воплощенностями вещей, составляющими смысловой континуум Истины, несуществующее находится в точном соответствии с самим же собой как существующей вещью. Невозможность предопределить собственную судьбу становится, таким образом, лишь иным выражением для абсолютной автономии человека.

Суфизм. Метод познания

СУФИЗМ. МЕТОД ПОЗНАНИЯ. Двуединство противоположностей, о котором идет речь в суфизме, является характеристикой полноты истины и не предполагает необходимости снятия антитез в некоем синтезе. Постижение полноты этой истины составляет цель и вместе с тем содержание метода познания, который именуется «растерянностью» (х̣айра) и не имеет ничего общего с тем «смущением», которое в античности ассоциировалось с апориями. Открываемое в «растерянности» двуединство противоположностей в наиболее обобщенной форме может быть выражено как диалектика утверждения и отрицания «инаковости» (г̣айриййа) вещей друг относительно друга...

Суфизм. Причинность

СУФИЗМ. ПРИЧИННОСТЬ. Такое понимание соотношения между двумя аспектами существования любой вещи диктует необходимость кардинального пересмотра концепции линейной причинности, которая господствовала в классической арабо-мусульманской философии начиная с калама (см. Причина). В суфизме причинно-следственные отношения локализуются в пределах каждого атома времени, связывая вечностную и временную ипостаси одной и той же вещи и не выходя за пределы каждого данного момента времени.

Суфизм. Вечность и время

СУФИЗМ. ВЕЧНОСТЬ И ВРЕМЯ. Первоначало традиционно понимается как вечное, тогда как ряд вещей, составляющий мир, – как временной. Изменение соотношения между Первоначалом и миром означает поэтому и переосмысление соотношения между вечностью и временем. Еще в каламе вечность была понята как безусловно предшествующая времени (см. Вечность), и, хотя в арабоязычном перипатетизме было предложено несколько отличное понимание вечности, она осталась стоящей принципиально вне времени, что отразилось, в частности, в классификации действий в соответствии с их отношением к вечности и времени (см.

Суфизм. Двуединство первоначала...

СУФИЗМ. ДВУЕДИНСТВО ПЕРВОНАЧАЛА И РЯДА ВЕЩЕЙ. Философская новация суфизма и одновременно суть концепции этой школы связаны с коренной переработкой идеи рядоположенности, служившей своего рода руководящим принципом в осмыслении вопроса об отношении Первоначала вещей к вещам, вечности ко времени, проблематики причинности и т.д. (см. Ряд). Независимо от вариаций разработки вопроса об отношении Первоначала к существующим от него вещам, в каламе, арабоязычном перипатетизме, исмаилизме и ишракизме Первоначало понимается как принципиально внеположенное ряду, которому дает начало.

Суфизм (НФЭ, 2010)

СУФИЗМ – одно из пяти основных направлений классической арабо-мусульманской философии, оформившееся позже других. Получает зрелую форму в трудах Мух̣йӣ ад-Дӣна Ибн ̒Арабӣ (1165–1240). Суфизм как философское течение представляет собой переосмысление основных подходов к решению центральных задач классической арабо-мусульманской философии, использующее опыт мистического откровения. В более широком смысле суфизм (тас̣аввуф) обозначает мистическое течение в исламе.

Страницы