Бекташия (Гогоберидзе, 2009)

БЕКТАШИЯ, бекташи — суфийское братство, сложившееся в Малой Азии в конце XIII — начале XIV вв. и получившее свое название по имени его основателя, Хаджи Бекташа Вали Нишапури (1208-1270 гг.). Окончательное становление Б. связывается с деятельностью Балим Султана (умер в 1516 г.), при котором Б. приняло четкие формы организации со строгой дисциплиной, системой соподчинения, разработанным ритуалом приема и посвящения новых членов братства, со своей символикой и одеждой. При нем же Б. добилось большого влияния среди янычар (турецкая регулярная пехота, комплектовавшаяся путем насильственного набора мальчиков из христианского населения Османской империи). Вслед за османскими завоеваниями Б. распространилось по всему Ближнему Востоку и проникло на Балканы. В 1826 г. корпус янычар был уничтожен, а Б. запрещено. В середине XIX в. Б. вернуло утраченное влияние в обществе, но раскололось на три формально не выделившиеся ветви: бекташй, деде и челеби. Осенью 1925 г. все братства, действовавшие в Турции, были распущены. Б. официально функционировало в Албании до 1967 г., в Каире до 1965 г. действовала албанская текке, в настоящее время имеются обители Б. в Хорватии и США. Несмотря на то, что Б. изначально снискало себе репутацию суннитского братства, его доктрина и обряды являются смесью разнородных элементов. Они включают учения аскето-мистических школ, разнообразные представления древнеязыческой доисламской культуры, местного тюркоязычного населения, а также воззрения христианских сект Малой Азии и шиитские доктрины. Невозможно говорить о сколько-нибудь единой системе мировоззрения Б., поскольку в нем представлены взгляды, взаимоисключающие друг друга. Б. практиковало, например, громкий зикр и радения с танцами и пением под музыку, в ряде общин была принята исповедь руководителю, который отпускал грехи, ритуал посвящения завершался всеобщей трапезой с вином и сыром, главным праздником считался день рождения Али. Члены Б. носили белого цвета конический головной убор, широкую накидку (хирка) того же цвета и различные аксессуары, типичные только для братства Б.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 29-30.