Ашариты

Ашариты (НФЭ, 2010)

АШАРИТЫ. Ашаризм, основанный выходцем из мутазилитской среды ал-Аш‘арӣ и развитый ал-Ба̄к̣илла̄нӣ (ум. 1013), а также ал-Джувайнӣ (ум. 1085), складывался как «срединный путь» между системой мутазилитов и доктриной традиционалистов. Наделяя Бога семью положительными «субстанциальными» атрибутами (знанием, могуществом, жизнью, волей, речью, зрением и слухом) и объявляя их извечными (в противоположность «оперативным» атрибутам), ашариты одновременно считали такие атрибуты не тождественными божественной сущности и не отличными от нее.

Ашариты (Гогоберидзе, 2009)

АШАРИТЫ — последователи одного из направлений в мусульманской теории — калама. Ашариты признавали извечное существование некоторых божественных атрибутов, отрицали сотворенность Корана, признавали возможность лицезрения праведниками Бога в потустороннем мире. Защищая калам от нападок традиционалистов-догматиков, Ашариты подчеркивали свои расхождения с мутазилитами и приписывали аль-Ашари ханбалитские по духу взгляды. Большинство ашаритов отрицало существование естественной причинности, а закономерный характер происходящих в мире процессов объясняли обычаем, который введен Аллахом и не нарушается им, поскольку царящий во Вселенной порядок предопределен извечным и неизменным знанием Всевышнего. Ашариты выдвинули «принцип допустимости», согласно которому все, что можно представить себе в воображении, допустимо также и для мысли. Исходя из этого принципа, один из ашаритов — ар-Рази считал, что наряду с нашим миром существуют «тысячи других миров»...

Ашаризм (Кузнецов, 2007)

АШАРИЗМ - одно из основных направлений мусульманской «спекулятивной теологии» (калам), представителями которого были последователи учения ал-Ашари (ум. в 941 г.), в наиболее взвешенной форме наследовавшие рационалистические черты учения мутазилитов. А., ставший основной школой калама после X в., представлял решение «теологических» вопросов как «золотую середину» между позицией мутазилитов и доктриной традиционалистов (салафитов), сторонников свободы воли и предопределения, номинализма и реализма в осмыслении божественных атрибутов. Ашариты старались смягчить крайнюю позицию мутазилитов при обосновании роли «абсолютного разума». Видными представителями А. были ал-Ашари, ал-Бакиллани (ум. в 1013 г.), ал-Багдади (ум. в 1037 г.), ал-Джувейни (ум. в 1085 г.). А. можно охарактеризовать как реакцию против мутазилизма, но с одной немаловажной оговоркой. А. был солидарен с ханбалитами (догматиками-традиционалистами) в критике мутазилизма, но в свою очередь ашариты были подвергнуты гонениям со стороны ханбалитов, выступавших против всякой аллегорической интерпретации «Священных текстов». Первоначально такая реакция была вызвана преследованиями, которым подверглись противники мутазилизма в период правления халифа ал-Мамуна (813-833) и его непосредственных преемников...