Мутазилиты

Мутазалиты: основные воззрения

Пять основоположений му'тазилизма (аль-усуль аль-хамса) приводятся ниже.

1. Справедливость (аль-'адль): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить только наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения Богом установленного Им извечного порядка вещей.

2. Единобожие (ат-таухид): строгий монотеизм му'тазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм, но также вечность божественных атрибутов, в том числе отрицает вечность атрибута речи, поэтому му'тазилиты говорят о сотворенности Корана.

3. Обещание и угроза (аль-ва'д ва-ль-ва'ид): Бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным Рай, а непокорным угрожал Адом; ни ходатайство Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало му'тазилитов и хариджитов...

Мутазалиты: общее описание

Му'тазилиты (араб, «му'тазиля» — обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся; самоназвание «ахль аль-адль ват-таухид» — люди справедливости и единобожия) — представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII - IX вв. Направление это было основано Васылем ибн 'Атой и 'Амром ибн 'Убайдом в Басре после того, как они, согласно преданию, «обособились», покинув кружок аль-Хасана аль-Басри.

В 739 г. му'тазилиты с сочувствием отнеслись к восстанию Зайда ибн 'Али, за что подверглись гонениям. В 744 г. приняли участие в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришел халиф Йазид ибн аль-Валид...

Мутазилиты (Гогоберидзе, 2009)

МУТАЗИЛИТЫ (араб. — обособившиеся) — представители первого крупного направления в мусульманском учении свободомыслия. По преданию, М. получили свое название в связи с «обособлением» от кружка аль-Хасана аль-Басри (умер в 728 году) и его учеников Басила ибн Ата (умер в 748 году) и Амра ибн Убайда (умер в 762 году). Мутазилитами называли также «поборниками справедливости и единобожия» по первым двум выдвинутым ими принципам.

Мутазилиты (НФЭ, 2010)

МУТАЗИЛИТЫ. По преданию, мутазилизм возник в г. Басра (Ирак) в начале 8 в., когда от кружка ал-Х̣асана ал-Бас̣рӣ обособились его ученики – Ва̄с̣ил Ибн ‘Ат̣а̄ и ‘Амр Ибн ‘Убайд (отсюда наименование му‘тазила – обособившиеся). В 9– 10 вв., наряду с басрийской школой мутазилизма (Му‘аммар Ибн ‘Абба̄д, ал-‘Алла̄ф, ан-Наз̣з̣а̄м, ал-Джа̄х̣из̣, Абӯ ‘Алӣ ал-Джубба̄'йӣ и его сын Абӯ Ха̄шим), существовала и багдадская (Бишр Ибн ал-Му‘тамир, С̱ума̄ма Ибн ал-Ашрас, ал-Мурда̄р, ал-Х̱аййа̄т̣, ал-Ка‘бӣ).

Мутазилиты (Кузнецов, 2007)

МУТАЗИЛИТЫ (араб. - отделившиеся, обособившиеся) — представители первой крупной школы в мусульманской «спекулятивной теологии» (калам), процветавшей в первой половине IX в. Мутазилизм возник в ходе диспутов мусульман с представителями других верований, прежде всего христианства, а также с появлением в исламе различных религиозно-политических течений. В этих спорах сложилась характерная для всего калама в целом проблематика: как соотносятся атрибуты Бога с его сущностью, извечен ли Коран как слово Божье или он сотворен во времени, как относится свобода воли к предопределенности человеческих поступков и т.п. М. считались «отделившимися», потому что утверждали, что человек, совершающий грех, лишь отходит от рядов правоверных, не становясь неверующим, т.е. занимает промежуточное положение между теми и другими. Принято считать, что М. — это бывшие последователи Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.), прежде всего отделившиеся от него ученики Васил ибн Ата (ум. в 748 г.) и Амр ибн Убайд (ум. в 762 г.). Деятельность М. проходила в период интенсивных переводов работ античных мыслителей во второй половине VIII в. М. отрицали необходимость слепого следования религиозным авторитетам и традициям (таклид), рассматривали сомнение как первое условие познания, считая, что «50 сомнений стоят больше одной догмы»...