Ашариты (Шагавиев, 2020)

Аш'аризм, школа суннитского каляма. Является одним из основных мировоззренческих толков правоверного ислама. Его основателем был выдающийся мусульманский мыслитель и философ Абу-ль-Хасан 'Али ибн Исма'иль аль-Аш'ари (родился в 260 году хиджры / 873 или 874 году [от Рождества Христова]. Басра – умер в 330 году хиджры / 935 году [от Рождества Христова] Багдад).

Он родился в Басре и учился у своего отчима Абу 'Али аль-Джуббаи, главы му'тазилитов Басры. До 40 лет он был ревностным приверженцем му'тазилитов, однако в 912-913 годы разошёлся с ними во взглядах. Тогда же он переехал в Багдад. Позже он резко обличал му'тазилитов в своих сочинениях и публичных выступлениях.

Аль-Хафиз Ибн 'Асакир пишет: «Мы не считаем, что Абу аль-Хасан аль-Аш'ари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафи'итского и ханбалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб Ахлю-с-Сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырех имамов и других 'алимов Ахлю-с-Сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, му'тазилитов, джахмитов, каррамитов, мушаббиха и других заблудших. Именно имам аль-Аш'ари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что 'акыда четырех имамов [в фикхе] отличается от 'акыды имама Аш'ари. Мы считаем, что у них одна 'акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах (Свят Он и Велик) ни в чем не подобен творениям.

Таким образом, имам следовал в 'акыде методу этих четырех имамов. И каждый, кто считает себя аш'аритом, обретет счастье, и каждый, кто отвернется от этой 'акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха (Свят Он и Велик) творениям (а их очень много!), по сути, являются аш'аритами. И муваххиду не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь».

Из творческого наследия аль-Аш'ари (около 100 сочинений) сохранились только 2 аутентичных произведения — «Макалят аль-исламиййин ва-хтиляф аль-мусаллйн» («О чём говорили люди ислама, и в чём разошлись творившие молитву») и «аль-Люма'». Эти труды не могут дать полного представления о его мировоззрении: первый труд носит преимущественно доксографический характер, а во втором рассматриваются вопросы внешних сторон каляма (араб, «захир аль-калям») и ничего не сообщается об онтологических и натурфилософских взглядах автора, указания на которые содержатся в названиях других его работ.

Аль-Аш'ари приписывается сочинение «Аль-Ибана 'ан усуль ад-дийана», но отсутствие упоминания этого сочинения в списке трудов аль-Аш'ари, приводимом его последователем Ибн 'Асакиром, пишущем в своем труде «Табййн кизб аль-муфтари фи ма нусиба йляль имам аль-Аш'ари», что «для аш'аритов «Аль-Ибана» служила щитом от ханбалитов», дает основание полагать, что ханбалитские по духу элементы в приписываемых аль-Аш'ари воззрениях обусловлены стремлением последователей Абу аль-Хасана легализовать калям и уберечь его от нападок традиционалистов (ахль аль-хадис), и, прежде всего, ханбалитов.

Также аль-Аш'ари называют автором труда «Истихсан аль-хауд фи 'ильм аль-калям». Труд этот содержит апологию каля- ма, обоснование правомерности заниматься этой наукой.

Учение аль-Аш'ари о несотворённости (предвечности) Корана было развито его последователями теологами-аш'а- ритами. Он учил тому, что Бог обладает реальными и вечными атрибутами; Аллах, согласно его учению, является творцом всех действий людей, которые лишь «приобретают» их посредством своей воли и стремления.

Философские воззрения аль-Аш'ари по проблеме божественных атрибутов в основном были схожи с матуридитскими. В отличие от матуридитской теологии, у него все божественные атрибуты разделены на ас-сыфат ас-сальбия (т.е. атрибуты, присущие только Аллаху и не присущие сотворенному Им бытию), ас-сыфат ас-субутия (доказательные атрибуты) и сыфат аль-асма (атрибуты, присущие самости Аллаха), которые совпадают с положениями доказательных атрибутов.

К сыфат ас-сальбия относятся все положения личностных / самостных атрибутов Аллаха (как и в матуридитской школе). К сыфат ас-субутия (также, как и в положениях матуридитского толка) относятся:

1)            Хайат - жизнь;

2)            'Ильм - знания;

3)            Сам' - слух;

4)            Басар - зрение;

5)            Ирада - воля;

6)            Кудра - мощь;

7)            Калям - слово.

Однако у аш'аритов, в отличии от матуридитов, отсутствует положение о таквине - способности Бога к сотворению. Они его признают, но специально не выделяют в качестве доказательного атрибута Бога.

К сыфат аль-асма же относятся следующие положения:

1)            Хай - живой;

2)            'Алим - всезнающий;

3)            Мурид - волеизъявляющий;

4)            Кадир - всемогущий;

5)            Сами' - всеслышащий;

6)            Басыр - всевидящий;

7)            Мутакаллим - говорящий непостижимым для человека образом.

Аль-Аш'ари строго придерживался суннитских правоверных воззрений и строил свое учение на безоговорочном следовании Корану, Сунне, преданиям, которые исходили от сподвижников Пророка (сахабов) и следующего за ними поколения (таби'унов). По проблеме возможности лицезрения Аллаха (ру'йат Аллах) аль-Аш'ари ссылался на аят Корана:

[Арабский текст здесь опущен]

«Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие».

«Аль-Кыяма / Воскресение», 75: 22-23

Таким образом, он признавал его для праведников в Раю. Однако он подчеркивал, что подробности лицезрения Аллаха, и то, как это будет происходить, невозможно осознать посредством человеческого разума.

По проблеме свободы воли человека и Божественного предопределения аль-Аш'ари занял среднюю позицию между сторонниками абсолютной свободной воли (кадаритами) и сторонниками абсолютной предопределенности (джабритами). Он признавал ответственность человека за свои поступки. Но, в то же время, отрицание Божественного промысла в этом вопросе ставило под вопрос такие атрибутивные качества Бога, как Его Всезнание и Всемогущество. Поэтому аль-Аш'ари считал, что все деяния человека сотворены Богом.

А человек их лишь приобретает (кясб) в соответствии со своими пожеланиями и стремлениями. Кясб это - соединение деяния, которое замышляется и исполняется человеком, с волей Бога. Аш'ариты считали, что человек не имеет воздействия на кясб, который творит Бог, и в этом состоит главное их отличие от позиции матуридитов. Поэтому их критики считали, что по вопросу о предопределении и свободе воли они приближались к позиции сторонников абсолютной Божественной предопределенности - джабритам, которые отрицали наличие у человека свободной воли. Аль-Матуриди же, который принял аш'аритский кясб, в отличие от них, считал кясб исходящим от человека, что, наоборот, приближало матуридитов к кадаритам.

Коран в аш'аризме, как и в матуридизме, является вечным и несотворенным словом Божьим. Однако буквы, чернила, листы, на которых он записан, сотворены. Аш'ариты также придерживаются мнения, что грешник зависит от воли Божьей. Если Бог пожелает, то может покарать его, а если пожелает, то пощадит. Но, в конечном итоге, любой грешный мусульманин войдет в Рай. Аль-Аш'ари полностью признавал положение о мучениях в могиле, которые являются началом потусторонней жизни, следующей непосредственно после земной.

Мировоззренческие принципы, разработанные аль-Аш'ари, были успешно апробированы в полемике с другими школами каляма и философскими учениями и стали основой для правоверного исламского учения. Его учение стало так популярно в мусульманском мире, что аль-Аш'ари называли лидером суннитов (имамом Ахль ас-Сунна). Идеи аль-Аш'ари в дальнейшем были еще более развиты многими его последователями, среди которых был известный мыслитель Мухаммад аль-Бакылляни (ум. в 403/1013).

Позднее отдельные положения аш'аритского учения были подвергнуты критике со стороны представителей школы таймитов (последователей Ибн Таймии). Другим известным критиком аш'аризма был Ибн Хазм, который считал, что аль-Аш'ари по различным вопросам склонялся как в сторону джабритов (в вопросе о наличии свободной воли человека), так и в сторону мурджиитов (по проблеме совершения больших грехов). Но, несмотря на эту критику, учение Абу аль-Хасана аль-Аш'ари заняло свое достойное место не только в исламе, но и в истории мировой мысли.

Здесь цитируется по изд.: Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Учебное пособие. / Дамир Шагавиев. Перераб. и доп. издание.  – Казань, 2020, с. 68-73.

Понятие: