Хинду маха сабха

ХИНДУ МАХА САБХА, ХМС (Великое собрание индусов) — политическая партия религиозно-шовинистического толка, созданная в 1915 году в священном для индусов городе Хардваре в результате слияния уже существовавших (с 1907 года) коммуналистских организаций Аллахабада, Пенджаба и Бенгалии. В течение трех последующих лет штаб-квартира всеиндийской (Акхиль Бхарат) ХМС оставалась в Хардваре, а в 1918 году была перенесена в Дели, где и остается до сих пор. В первые годы своего существования ХМС выступала с позиций «возрождения индусов», но позднее это положение оказывается вписанным в жестко коммуналистский, антимусульманский контекст. В начале 20-х годов лидеры ХМС разворачивают движение шуддхи, т. е. возвращение в индуизм индийских мусульман и христиан. Они активизируют также начатое еще «Арья самадж» движение, не только ставившее своей целью консолидацию индусской общины, но и возводившее защиту индуизма и интересов индусов в ранг религиозного долга. ХМС решительно не поддерживает усилий Ганди, направленных на достижение индусско-мусульманского единства. Все более резкая антимусульманская демагогия и погромная деятельность ХМС соседствовали со все более явным стремлением к компромиссу с колониальными властями, что приводило ко все большему расхождению ХМС с Ганди и Индийским Национальным Конгрессом. Если в начале своей деятельности ХМС выступала как бы вместе с ИНК, своего рода дублером, говорившим, правда, не от имени всех индийцев (как Конгресс), а лишь от имени индусов; если позднее ХМС пыталась, хотя бы в глазах англичан, выглядеть выразителем и представителем большинства населения вместо ИНК, то с середины 30-х годов она уже выступает против Конгресса. Эта тенденция усиливается, когда к руководству ХМС приходит крупнейший теоретик коммунализма В. Д. Саваркар, возглавлявший ХМС с 1937 года в течение 7 лет. После выдвижения Мусульманской Лигой требования раздела Индии по религиозному принципу и создания Пакистана антимусульманская пропаганда ХМС достигает апогея. Как своего рода идеологическую контрмеру идее Пакистана Саваркар выдвигает лозунг «Акханд Бхарат» — «За единую неделимую Индию». Одновременно предлагалось «индуизировать политическую жизнь». Усиливаются контакты между ХМС и РСС. Арест Саваркара и многих других лидеров ХМС в 1948 году по обвинению в участии в убийстве Ганди, запрет издававшихся ХМС газет, конфискация книг и брошюр на какое-то время внесли растерянность в партийные ряды. Однако ХМС не самораспустилась, как предлагали некоторые ее члены, а через какое-то время вернулась к коммуналистской пропаганде. Тем не менее оправиться после 1948 года она уже не смогла. Успехи ХМС на выборах в парламент в 50-е годы были эфемерными — одно, два места. Позднее ХМС продолжала публиковать предвыборные манифесты, но фактическая роль ее на политической сцене Индии завершилась. История ХМС по-своему поучительна. По сути дела, ХМС — это как бы первый чертеж индусского коммунализма, в котором уже есть все основные политические черты этого общественного явления (общинность, резко антимусульманская направленность, попытка завоевать избирателей на конфессиональной основе, использование межобщинных конфликтов, религиозный утопизм и др.) Однако «здание» коммунализма в независимой Индии строилось хотя из тех же «кирпичей» и зачастую с использованием тех же кадров, но на другой основе. Более гибким, более перспективным оказалось другое, параллельное ХМС коммуналистское объединение — РСС. В качестве же парламентской партии, дочерней по отношению к ХМС, более преуспела Джан сангх, членами которой стали многие деятели ХМС.

Р. Рыбаков

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 439-441.