Диалектическая теология

Диалектическая теология (Ильичёв, 1983)

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса, ведущее направление в европейской теологии протестантизма 20—30-х годах 20 века, развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (например, в стремлении опереться на наследие Кьеркегора и др.). Толчком к возникновению диалектической теологии был глубокий кризис устоев европейской буржуазной цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921—1922 годы в работах немецких теологов К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, Ф.

Диалектическая теология (Митрохин, 1990)

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса — влиятельное направление протестантской евангелической теологии, сложившееся в 20-е годы 20 века в Германии и Швейцарии и отразившее в формах религиозного сознания глубокий кризис европейского капитализма. Диалектическая теология явилась прямой реакцией на социальный оптимизм и радикальный модернизм либеральной теологии. Одновременно она, подтверждая лояльность основным принципам ортодоксального протестантизма, отказалась от формального догматизма, ознаменовав появление неоортодоксальной тенденции в протестантской теологии.

Диалектическая теология (НФЭ, 2010)

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (критическая теология) — направление протестантской теологии, сложившееся в 1920-х гг. 20 в. и определившее во многом развитие современной протестантской мысли. 1-я мировая война подорвала веру в прогресс и поставила под сомнение фундаментальные посылки либеральной теологии, ее понимание отношения между человеком и Богом. В ситуации кризиса европейской цивилизации христианство оказалось лицом к лицу с проблемой не постепенного совершенствования человека и общества, но объяснения трагизма истории, катастрофического характера развития человеческого общества.

Диалектическая теология (Кириленко, Шевцов, 2010)

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — ведущее направление в теологии европейского протестантизма 20-30 гг. XX в. Положения Д. Т. были сформулированы Карлом Бартом (1886-1968) в его работах «Послания к римлянам апостола Павла», «Церковная догматика», «Нет! Ответ Эмилю Бруннеру», «Введение в евангелическую теологию» и др. Одним из центральных понятий, с помощью которого обосновывается необходимость Д. Т., является «теология кризиса». Кризис (греч. krisis — суд) — это критическая ситуация, при которой ставится под сомнение вся прежняя культура, это ситуация «суда» над прошлой системой ценностей и — одновременно — ситуация поиска сохранившихся возможностей. Социальные потрясения, вызванные войной, гибель Германской империи, революция в России вызвали в протестантизме, как и в католичестве (см. «Неотомизм»), стремление к обновлению либеральной теологии, сблизившей Бога и человека настолько, что в Боге человек стал видеть свой мистифицированный образ. С точки зрения Барта, история религиозного самообожествления человека начинается с философии тождества Гегеля и с романтиков, подменивших абсолютную ценность Божественного эстетически преображенной реальностью. Бог же абсолютно непознаваем и потусторонен. Между Ним и миром — «пустое пространство», скрывающее Его и не позволяющее Его лицезреть. Мы ничего не знаем о творческом замысле Бога. Понятие творения Божьего говорит лишь о самом творении, уже отделенном от своего Творца. Поэтому, говорит Барт, и мы все, и существующий мир «не пребываем в Боге, но удалены от Него».

Диалектическая теология (Фролов, 1991)

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — направление протестантской теологии, распространенное главным образом в ФРГ и США. Сложилась в Германии в 20-х гг. 20 в. и была попыткой связать кризис буржуазного общества с «духовным кризисом человека». Идейные истоки Д. т.— религиозно-мистическое учение Кьеркегора и немецкий экзистенциализм. Основатель этого направления — швейцарский теолог К. Барт в теоретическом манифесте Д. т.— книге «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» (1922) — выступил с критикой т. наз. либеральной теологии (А.