Диалектическая теология (Митрохин, 1990)

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса — влиятельное направление протестантской евангелической теологии, сложившееся в 20-е годы 20 века в Германии и Швейцарии и отразившее в формах религиозного сознания глубокий кризис европейского капитализма. Диалектическая теология явилась прямой реакцией на социальный оптимизм и радикальный модернизм либеральной теологии. Одновременно она, подтверждая лояльность основным принципам ортодоксального протестантизма, отказалась от формального догматизма, ознаменовав появление неоортодоксальной тенденции в протестантской теологии. Начало диалектической теологии положила работа К. Барта «Послание к римлянам», сыгравшая роль манифеста и программы нового движения. Кроме Барта ее основные идеи и концепции разрабатывали и защищали также Э. Бруннер, Р. Бультман, Ф Гогартен, П. Тиллих, Э. Гурнейзен, О. Кульман и др. Важную роль играл основанный Г. Мерцем теоретический журнал диалектической теологии «Между временами» (1923-1933). Восприняв идеи раннего экзистенциализма, диалектическая теология исходила из факта тотального отчуждения человека, обусловленного утратой бога или ложным его пониманием, возникшим на рационалистической основе. Вера не может базироваться на разуме и объективном знании, ибо между человеком и богом существует абсолютный разрыв, преодолимый лишь посредством благодати позволяющей индивиду открыть бога в собственной душе и усмотреть истинный сверхразумный смысл евангельского откровения. Барт придавал исключительное значение противоположности божественного и земного и, использовав смысл греческого термина krisis (разрыв, разделение, кризис), характеризовал свое учение как «теологию кризиса». Понимание бога в диалектической теологии как «абсолютно иного» (по отношению ко всему посюстороннему) конкретизируется в идее непостижимой парадоксальности бытия, выражающейся в том, что любое суждение человека о нем сталкивается с негативным ответом бога. Кульминацией такой парадоксальности является сочетание божественной любви с господством в мире зла. Такая контрарность, или диалектичность, не может быть объяснена, или снята, разумом, а должна быть принята как должное. Напряженность между грехом и искуплением, проклятьем и благодатью, гибелью и спасением свидетельствует о том, что история есть божий суд над человеком, сфера «божьего гнева». Иррациональная диалектика, характеризующая отношения людей с богом, не позволяет человеку полагаться на собственные силы и разум, а оставляет ему лишь надежду на благодать. Попытка диалектической теологии связать социальное зло и мировую войну с парадоксальностью божественного волеизъявления есть фактически признание кризиса традиционной теодицеи (богооправдания). Представители диалектической теологии восстанавливали лютеровское понимание теологии как изучения прежде всего отношений человека и бога и реабилитировали трактовку веры — в противоположность рационализированной «религии» — как личного диалога с богом. Однако в понимании многих конкретных вопросов вероучения среди них не было большого единодушия — в рамках диалектической теологии развивались как консервативные фундаменталистские, так и либерально-теологические тенденции. Идейно-теоретическая неоднородность диалектической теологии привела в 30-е годы к ее распаду. Прекращается издание журнала, Гогартен и Бультман сближаются с пронацистским движением «немецких христиан», в то время как Тиллих, Барт и многие другие осудили фашистскую идеологию и практику. Вскоре Бультман разрабатывает концепцию демифологизации Нового завета, а Брукнер — новую «естественную теологию», резко расходящуюся с бартианством. Диалектическая теология катализировала процесс формирования неоортодоксии США, а также оказала определенное влияние на теологию «смерти бога» (Бонхёффер был учеником Барта) и некоторых религиозных экзистенциалистов. В 40—60-е годы диалектическая теология обретает характер сугубо академического явления.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 93-94.