Диалектическая теология (Ильичёв, 1983)

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса, ведущее направление в европейской теологии протестантизма 20—30-х годах 20 века, развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (например, в стремлении опереться на наследие Кьеркегора и др.). Толчком к возникновению диалектической теологии был глубокий кризис устоев европейской буржуазной цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921—1922 годы в работах немецких теологов К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена, П. Тиллиха и др. В 1923 году был создан печатный орган диалектической теологии «Zwischen den Zeiten». Манифестом Диалектической теологии явилась книга Барта «Послание апостола Павла к римлянам» (1922). В качестве основного принципа диалектической теологии её инициаторы принимают «диалектический путь» к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт диалектической теологии — безнадёжность всех попыток овладеть содержанием веры через какие-либо интеллектуальные или культовые манипуляции, т. е. через «религию», которую диалектическая теология резко противопоставляет «вере». «Религия»— свод заранее данных приёмов обращения с богом, «вера» — событие непредвидимой встречи с богом в конкретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря которой человек получает под видом образа бога собственный мистифицированный образ, диалектическая теология готова в этом пункте солидаризироваться с атеистическим антропологизмом Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, диалектическая теология утверждает веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению ко всему человеческому, бога. Перед таким богом человек в любом своём совершенстве обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектических теологов, есть «критическое отрицание» всего, «совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира» (Bart K., Der Römerbrief, Münch., 1922, S. 57). При таких предпосылках положение теологии становится весьма драматичным: она ощущает себя между отвергнутой предметностью и пустой беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно многозначным формулировкам. Установка диалектической теологии близка методу философствования Хайдеггера и Ясперса.

В исторической перспективе учение диалектической теологии предстаёт как возвращение к основным идейным мотивам инициаторов Реформации — Лютера и Кальвина. В связи с этим диалектическая теология выступила против либерального протестантизма 19 века, растворявшего веру в психологии, религию — в стихии безрелигиозной цивилизации.

Распад течения диалектической теологии был связан, во-первых, с политическими событиями 30-х годов: если Барт и Тиллих стали провозвестниками христианского сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению так называемых немейцких христиан. Во-вторых, присущее диалектической теологии неустойчивое равновесие её противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении: Бультман пришёл к провозглашению демифологизации христианского учения; Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистическую беспредметность диалектической теологии, приступил к построению новой «естественной теологии», что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европейской истории диалектической теологии явилась деятельность в США Р. Нибура, заимствовавшего у своих немецких предшественников критику теологического либерализма и социального оптимизма.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.