Акциденция

Акциденция

АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia — случай, случайность), философский термин, означающий случайное, несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному (см. Субстанция). Впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, затем у Порфирия, который разделил акциденцию на отделимые (например, сон для человека) и неотделимые (например, чёрный цвет кожи для негра). Понятие акциденция было развито в схоластике, где некоторые свойства вещей рассматривались как «реальные акциденция», существующие сами по себе вне тех субстанций, которым они обычно присущи.

Акциденция (Василенко, 1996)

АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidere - упасть сверху) - понятие, введенное впервые Аристотелем для характеристики того, что выражает способ проявления субстанции вещи; нередко акциденция трактуется как то, что непосредственно не связано с субстанцией, несущественное и случайное в вещах, преходящее состояние вещей. Однако, в томизме акциденции внутренне едины с субстанцией, актуализируют ее и придают ей полноту выражения, определенную завершенность: всецелая реальность - это субстанции вместе с их акциденциями; через них субстанции и становятся познаваемы.

Акциденция (БСЭ, 1969)

АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia - случай, случайность, философский термин, означающий случайное, несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному (см. Субстанция). Впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, затем у Порфирия, который разделил акциденции на отделимые (например, сон для человека) и неотделимые (например, чёрный цвет кожи для негра). Понятие акциденции было развито в схоластике, где некоторые свойства вещей рассматривались как «реальные Акциденции», существующие сами по себе вне тех субстанций, которым они обычно присущи.

Акциденция (в мусульманской философии)

АКЦИДЕНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражается терминами «'арад», «'арид» и, как правило, противопоставляется субстанции (джавхар) или телу (джисм). В мутазилизме акциденция логически вторична в отношении понятия «смысл» (ма'нан). Некоторые мутазилиты считали такие «смыслы» именно акциденциями, а не атрибутами (сифа, васф), понимая под атрибутами предикаты в речи (напр., «движущееся»), а под акциденциями — качества в вещах (само движение), другие называли их атрибутами, но не акциденциями. В качестве причин, по которым имеющиеся в телах «смыслы» названы акциденциями, мутазилиты упоминали этимологические: акциденции «случаются» (та'тарид) в телах и являются «преходящими» ('арид, 'арад), и терминологические...

Акциденция (НФЭ, 2010)

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia – неожиданно появляющееся) – несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета. Термин в его греческом варианте (σνμβεβηκός) ввел Аристотель и выделил два основных смысла употребления в философии (Met. IV 30, 1025а 14; V 2, 1026b 35; X 8, 1065а 4; Phys. Il 4, 196 b 28). В первом смысле термин обозначает качество, которое не является существенным для данной вещи, то, что отнюдь не всегда и не обязательно принадлежит ей. Аристотель приводит приписываемое Сократу определение акцидентального по отношению к человеку – «быть музыкальным» в противоположность «быть рациональным» и «быть животным», которые не являются акцидентальными...

Акциденция (Грицанов, 1998)

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia - случай, случайность) - философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи). Впервые понятие акциденция употреблено Аристотелем в "Метафизике" и "Физике", затем - Порфирием, разделившим акциденцию на "отделимые" (человеческий сон) и "неотделимые" (цвет кожи у человека). Распространенность получило в схоластике (некоторые качества вещей трактовались как "реальные акциденции", существующие сами по себе вне субстанций, которым они, как правило, присущи). В результате полемики Декарта и Гоббса со сторонниками идеи "реальных акциденций" Спиноза отказался от термина акциденция в пользу понятия "модус" (единичное проявление субстанции). Употреблялось также Кантом, Фихте и др.

Акциденция (Кириленко, Шевцов)

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia — случай) — несущественное, случайное свойство вещи (в отличие от атрибута как неотъемлемого и существенного свойства). Понятие введено в философский обиход Аристотелем, стало одним из центральных в христианской философии. Всё сотворенное Богом лишь «причастно Богу» как абсолютному бытию, но не есть само бытие. Бог дает вещам право на жизнь, но «быть» и «быть белым» — не одно и то же. Множество приобретенных качеств — акциденций, говорил Боэций, таких, например, как белизна или справедливость, не есть неотъемлемые качества Бога. Они — продукт самостоятельной активности сотворенного Им мира. Проблема соотношения субстанции, атрибутов и акциденций не есть чисто схоластическая проблема. В ней скрыта проблема автономного существования природного мира, самостоятельного бытия человека в мире, возможностей и границ его свободы...

Акциденция

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidens— случайность) — временное, преходящее, несущественное свойство вещи, в отличие от существенного, субстанциального (Субстанция). Термин впервые встречается у Аристотеля; распространение получил в схоластике и философии 17—18 вв. (Спиноза и др.).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 14.