Схоластика

СХОЛАСТИКА (греч. scholastikos — школьный, ученый) — 1) средневековая философия, опирающаяся на систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания церковных догматов; 2) знания, утверждения, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом, практикой.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 519.

 

Схоластика: эволюция в XIV – XV веках

Социальной эволюции соответствует эволюция самой схоластики, которая пришла к отрицанию собственных фундаментальных требований. Попробуем вычленить на чрезвычайно сложной картине философии и теологии XIV-XV веков несколько основных линий развития, которые отклонялись от позиций схоластики XIII века: критическое и скептическое течение, берущее начало у Дунса Скота и Оккама; научный экспериментализм, который вел к эмпиризму в оксфордском колледже Мертон и у парижских докторов (Отрекура, Буридана, Орема); аверроизм, который, начиная с Марсилия Падуанского и Жана Жанданского, переходит в политическую сферу и, как мы увидим, ведет к великим ересиархам — Виклифу и Гусу; наконец, антиинтеллектуализм, окрашивающий всю схоластику времен заката средневековья, вскормленный мистицизмом Мейстера Экхарта и популяризируемый в XV веке Пьером д'Айи, Жерсоном и Николаем Кузанским...

Схоластика средневековья и ее противоречия

Не менее трудными были противоречия духа схоластики, которые также были чреваты кризисами.

Этот дух был рациональным, но, основываясь на античной мысли, не всегда умел от нее отойти, перенести проблемы из уже не существующего исторического контекста в контекст актуальный. Даже Фома Аквинский нередко остается пленником Аристотеля. Все же было некое противоречие в том, что для разъяснения христианства, для его приспособления к нуждам времени прибегали к учениям, предшествующим самому христианству.

Примеров тому можно привести сколько угодно. Возьмем всего лишь три из них.

Как мы пытались показать выше, для университетских мэтров с того момента, как сами они стали тружениками, не было ничего важнее проблемы труда...

Схоластика (КПС, 1988)

СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos - ученый, школьный) - 1) средневековая христианская философия, главной целью которой было обоснование религиозных догматов. Против схоластики выступили гуманисты эпохи Возрождения; остро критиковали схоластику, как нечто мертвое, застывшее, философы-просветители. С начала 19 века получила распространение так называемая неосхоластика, которая в борьбе с материализмом стремится соединить религиозную веру с новейшими достижениями знания, культуры; 2) (перен.) оторванное от жизни, бесплодное умствование.

Схоластический метод

СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Подчинение мысли авторитету догмата – по известной формуле, восходящей к Петру Дамиани (De divina omnipotentia, 5, 621, MPL, t. 145, col. 603), philosophie ancilla theologiae, «философия служанка богословия», – присуще ортодоксальной схоластике наряду со всеми другими типами правоверно-церковной религиозной мысли; специфично для схоластики то, что сам характер отношения между догматом и рассудком мыслился при несомненной авторитарности необычно рассудочным и ориентированным на императив внутренней и внешней системности.

Схоластика (генезис)

Истоки схоластики восходят к позднеантичной философии, прежде всего к неоплатонику 5 в. Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из авторитетных текстов, каковыми были для Прокла сочинения Платона, а также сакральные тексты античного язычества; энциклопедическое суммирование разнообразнейшей проблематики; соединение данностей мистически истолкованного мифа с их рассудочной разработкой). Христианская патристика подходит к схоластике по мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Леонтий Византийский, Иоанн Дамаскин). Особое значение имела работа Боэция по перенесению греческой культуры логической рефлексии в латиноязычную традицию; его замечание, сделанное по ходу комментирования одного логического труда...

Вторая схоластика

ВТОРАЯ СХОЛАСТИКА - направление в философии 2-й половины 16 века, главным образом в Италии и Испании (Л. Молина, Ф. Суарес и др.). В качестве философского течения вторая схоластика сформировалась как реакция Римско-католической церкви на идеологию Реформации в лице М. Лютера, Ж. Кальвина, Ф. Меланхтона и др. Большинство ее представителей принадлежали к ордену иезуитов, основанному в 1540 году И. Лойолой.

Схоластика (Поло де Бонье, 2014)

СХОЛАСТИКА. Искусство рассуждения и обучения, развившееся в средневековых университетах, основанное на четкости изложения мысли, точности подбора выразительных средств, ясности доказательств и ссылках на авторитеты. Расцвет схоластики пришелся на XIII столетие, после чего начался ее постепенный закат, выразившийся в XIV в. в пустых абстракциях и словопрениях, придавших ей уничижительный оттенок.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 332.

Схоластика (Грицанов, 1998)

СХОЛАСТИКА (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholastica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. проходит в своем развитии следующие периоды: I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы: 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский (ок. 1000-1088), Иоанн Росцелин (ок.

Схоластика (Коджаспирова, 2001)

СХОЛАСТИКА — господствующее направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Способствовала развитию формально-логического анализа. Оказала решающее влияние на содержание и методы всего средневекового образования, особенно университетского. Являясь своеобразной системой мышления, схоластика при всем своем догматизме и казуистике, побуждала занимающихся ею к скрупулезному анализу текстов признанных церковью авторов, развивала способность формально-логически мыслить и приучала к точности выражения мыслей.

Схоластика (Кириленко, Шевцов, 2010)

СХОЛАСТИКА (лат. scholasticus — школьный) — 1. В широком смысле — словесная игра, бесплодное умствование, оторванное от жизни. 2. Этап развития средневековой религиозной философии, для которого характерно соединение религиозной догматики и рациональной аргументации, систематизация христианского учения с помощью философии и логики. Схоластическое движение наиболее характерно для Западной Европы IX-XIV вв., хотя сходные тенденции наблюдаются и в философии стран Востока. Импульсом к привлечению рациональных аргументов в создании теологической системы послужило наличие многочисленных противоречий в религиозных текстах. Развитие европейской С. связано с преподаванием христианской доктрины сначала в школах, а затем в университетах...

Страницы