Троица

ТРОИЦА, в христианских представлениях бог, сущность которого едина, но бытие — есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына Логоса (абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе) и Духа Святого — «животворящего» начала.

 

Троица (РСК, 2005)

Известный русский ученый С.С. Аверинцев писал, что Троица в христианских представлениях - Бог, сущность которого едина, но бытие выражено в трех ипостасях: Отца - безначального первоначала, Сына - Логоса, абсолютного Смысла, воплощенного в Иисусе Христе, и Духа Святого – «животворящего» начала. Все три лица «равночестны», все участвуют в сотворении и бытии вселенной по следующей формуле: всё от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо устроено осмысленно) и в Духе (ибо получает от него жизненную силу).

Троица (праздник)

ТРОИЦА, или троицын день, - принятое в православии название общехристианского праздника, приходящегося на 50-й день после пасхи, иначе называется пятидесятницей (так же, как во всех других христианских вероисповеданиях). В католицизме называют троицыным днем (dies trinitatis) воскресенье, наступающее через неделю после пятидесятницы. Праздник связан с легендой о сошествии святого духа на апостолов и о получении ими «дара языков» в предвестие вселенской проповеди христианства.

Троица (догмат и понятие)

ТРОИЦА (греч. trias, лат. trinitas) - в христианском богословии специфическое обозначение бога. Согласно догмату о Троице, бог обладает единой сущностью, но тремя лицами (ипостасями): бог-отец, бог-сын (Логос, или «Слово») и святой дух; все лица Троицы равносущны (между ними нет элемента подчинения или зависимости) и все вечны. Догмат о Троице в философском аспекте является выражением соотношения между сущностью и явлением, между единством и множеством. Как религиозное учение догмат о Троице - попытка осмысления связи между «всеблагим и всемогущим богом» и материальным миром. Связь эта осуществляется, согласно христианскому вероучению, через посредника - Логоса, принявшего образ человека (Иисус Христос). В Новом завете нет термина «Троица»; он впервые появляется у богословов конце 2 века н. э. (Феофил, Тертуллиан)...

Троицы Святой день

ТРОИЦЫ СВЯТОЙ ДЕНЬ. Пятидесятница — двунадесятый переходящий праздник. Отмечается в воскресенье 8-й недели по Пасхе. Великий христианский праздник в память Сошествия Святого Духа на апостолов, к-рое произошло в 50-й день по Воскресении Христовом. Поэтому праздник называется также Пятидесятницей. Среди русских праздник Троицы стал особенно популярным благодаря тому, что по времени он совпадает с древними празднествами, посвящавшимися культу предков (в первую очередь умерших не своей смертью), растительному миру и природным стихиям — земле, воде, лесу.

Троица (НФЭ, 2010)

ТРОИЦА (греч. Τριάδα лат. Trinitas) — наименование Бога в христианстве, имеющее характер вероучительного утверждения. Представление о троичности Высшего бытия (Бога) существовало и в других религиях и философских концепциях, в частности в неоплатонизме, оказавшем значительное влияние на формирование христианского богословия. В христианстве учение о Боге-Троице имеет своей целью примирить библейское (иудейское) представление о Едином Боге с верой во Христа как Богочеловека, а поэтому оно генетически и логически связано с христологией.

Троица (НКА, 1985)

Троица, или пятидесятница, - один из важнейших христианских праздников, который отмечается на пятидесятый день после пасхи и обычно выпадает на последние дни мая или на начало июня. По церковной версии, этот праздник установлен в память реального исторического события, сошествия духа святого на апостолов, о чем рассказывается в новозаветной книге Деяния апостолов. Безвестный автор этой книги повествует о том, как на пятидесятый день после воскресения Христа апостолы собрались вместе, согласно повелению Иисуса, которое он дал перед своим вознесением на небо. И вдруг „сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра" и на апостолов сошел дух святой в виде „разделяющихся огненных языков". „И исполнились все духа святого и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать" (Деян., гл. 2, ст. 2-4)...