Позитивизм

Позитивизм (СИЭ, 1968)

ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный) - направление в буржуазной философии и социологии (возникло в 30-40-х годах 19 века, основатель О. Конт), выступившее с утверждением, что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование реальности, не имеет права на существование, что подлинное, «положительное» («позитивное») знание может быть получено как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения. Последнее сменялось в задачу новой «позитивной» философии.

Позитивизм (Райзберг, 2012)

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — 1) теория, базирующаяся на позитивном знании о мире. Позитивное (подлинное, положительное) знание основывается на синтезе сведений из разных наук. Исходные принципы социологического позитивизма, сформулированные в XIX веке Огюстом Контом: эмпиризм (опора на непосредственный опыт), отказ от методических, абстрактных интерпретаций; физикализм — ориентация социального познания на подражание естественным наукам; 2) философское направление, придающее первостепенное значение науке как источнику истинного, позитивного (положительного) знания о мире.

Позитивизм [в области права]

Конкурентом марксизма в России было другое рационалистическое учение того времени — позитивизм, доминировавший в Европе. Марксисты обличали позитивизм как апологетику капитализма, однако на самом деле часть позитивистов верили, что капитализм - зло, но что он сам постепенно перерастет в лучшее общество.

Проникновение этого учения в Россию происходило через слой образованных людей, многие из которых были юристами. И это не случайно. В массе своей российские юристы были ориентированы на немецкие юридические школы и проходили там длительные стажировки, откуда привозили не только юридические знания, но и позитивистское мировоззрение, и соответствующий стиль мышления...

Tags: 

Позитивизм (ССИС, 2001)

ПОЗИТИВИЗМ, -а, м. (2 пол. XIX в.). Разновидность агностицизма. Философия позитивизма. Концепция позитивизма. Критика позитивизма. Приверженцы позитивизма. Победа позитивизма над метафизикой.

— Франц. positivisme — позитивизм, от лат. positivus — положительный.

ПОЗИТИВИСТ, -а, м. (1 пол. XX в.). Сторонник позитивизма. Убеждённый позитивист. Последовательный позитивист. Взгляды позитивиста.

Позитивистский, -ая, -ое.

— Франц. positiviste — позитивист, от positivisme — позитивизм.

Позитивизм (НФЭ, 2010)

ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – в широком смысле слова – общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному. «Дух позитивизма» означал прежде всего радикальное изменение иерархии ценностей: если в культуре феодального общества приоритет отдавался «небесному» (Богу как духовному началу мира, душе как божественному в человеке и т.п.), а все «земное» расценивалось как низменное (тело представлялось «темницей души» и пристанищем греха), то теперь во главу угла было поставлено «земное» – телесная природа человека, его практические («материальные») интересы и производственно-преобразующая деятельность в материальном мире...

Позитивизм (Маслин, 2014)

ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus - положительный) - одно из наиболее распространенных в России XIX-XX вв. направлений европейской философии. Позитивизм стал известен русской мысли уже в 30-40-х годах XIX века в связи с опубликованием 6-томного «Курса позитивной философии» О. Конта (1830-1842). Почву для восприятия «Курса», тяготевшего к универсализму, широкому охвату мн. проблем, от физики и математики до социологии и философии истории, подготовило более раннее увлечение русской интеллигенции гегелевским энциклопедизмом.

Австрийский позитивизм и австромарксизм

Примечательный факт, если судить о логическом позитивизме Венского кружка и об австромарксизме только по публикациям прошлых десятилетий, может показаться, что ничего общего, кроме, пожалуй, места и времени существования, у них нет и быть не может. В самом деле, Венский кружок традиционно изображается как достаточно узкое объединение интеллектуалов, озабоченных исключительно внутренними делами науки, главным образом методологией естественнонаучного познания. Авторы работ о кружке не преминут подчеркнуть, что на его заседаниях никогда не поднималась теоретические проблемы обществоведения, не говоря уж об обсуждении политических вопросов. Наоборот, австромарксизм предстает со страниц монографий и статей как «чистая политика», как свод предельно конкретных теоретических тезисов, непосредственно воплотившихся в практику политической борьбы...

Позитивизм в социологии

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - одно из наиболее распространенных направлений в мировой философии, возникшее в середине 19 века благодаря О. Конту и Г. Спенсеру, получившее широкое распространение в естествознании и ставшее методологической основой социологии при ее зарождении. Позитивизм провозгласил себя научной философией, отказавшись от рассмотрения вопросов, не имеющих однозначного решения с помощью логико-эмпирических методов, например, о первичности бытия либо сознания. Две важнейшие функции научной философии с точки зрения позитивизма: 1) создание научной картины мира, основанной строго на научных знаниях и не нуждающейся в обращении к мистике, трансцендентному и т.п.; 2) обобщение методологии научного познания, новых методов, техники, процедуры, возникающих в отдельных дисциплинах...

Позитивизм (Лопухов, 2013)

ПОЗИТИВИЗМ — философское направление, возникшее в XIX в. и развивавшееся под влиянием научных и технических достижений, всего процесса капиталистической модернизации. Позитивизм исходит из того, что действительной ценностью являются не отвлеченные философские и религиозные идеи или образы искусства, а конкретные положительные (позитивные) результаты практической деятельности человека, а также знания о них. По мнению позитивистов (О. Конт, Г. Спенсер, далее Э. Мах, Р.

Позитивизм (Грицанов, 1998)

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus - положительный) - (1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос II. заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом; (2) - философское направление, фундированное означенной установкой. В эволюции П.

Страницы