Позитивизм (СИЭ, 1968)

ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный) - направление в буржуазной философии и социологии (возникло в 30-40-х годах 19 века, основатель О. Конт), выступившее с утверждением, что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование реальности, не имеет права на существование, что подлинное, «положительное» («позитивное») знание может быть получено как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения. Последнее сменялось в задачу новой «позитивной» философии. В число этих наук, наряду с естественными науками, позитивисты включали и социологию, которая, по мнению Конта, должна была заменить собой политэкономию, этику, учение о праве и философию истории и увенчивала созданную им классификацию наук. Отрицая возможность познания сущности предметов (философский агностицизм), позитивизм отказывал отдельным наукам в праве выяснять, почему происходят те или иные явления, и ограничивал их задачу внешним описанием результатов непосредственного наблюдения, выяснением вопроса, как совершался тот или иной процесс. Провозгласив, что позитивистская философия стоит выше односторонности как материализма, так и идеализма, позитивисты по существу всегда оставались на почве идеализма.

Наиболее характерные черты позитивизма 19 века в социологии (крупнейшие представители, кроме Конта, - Дж. Ст. Милль, Г. Т. Бокль, И. Тэн, Г. Спенсер) - натурализм и эволюционизм. Отвечая на запросы развития науки своего времени, позитивисты строили свою социологию на утверждении, что развитие общества подчинено тем же законам, что и развитие природы, но при этом они метафизически, антиисторически сводили социальные процессы к естественным - физическим, биологическим и особенно психологическим. Признавая закономерность и прогрессивный характер общественного развития, понимая общество как «социальный организм», позитивисты представляли себе это развитие в форме медленных, эволюционных изменений от простого к сложному, от однородного к неоднородному, рассматривая всякую революцию как «аномалию» исторического развития. Эта черта особенно характерна для позитивизма как идеологии буржуазного либерализма.

Позитивизм явился философским основой позитивистского направления в буржуазной историографии, к которому принадлежало большинство наиболее крупных историков 2-й половины 19 века. В соответствии с дуалистической позитивистской методологией, они утверждали равноправие воздействия материальных и духовных факторов на историю (плюрализм, так называемая «теория факторов»), непознаваемость конечных исторических законов, отрицали решающую роль классовой борьбы в истории и классовую природу государства. В то же время, будучи вынуждены отвечать на потребности развивающейся исторической науки, они сближали последнюю с естественными науками, утверждали значение точных методов исследования (статистический, сравнительно-исторический), ставили в центр внимания историю больших масс людей и исторических процессов (резко выступая против сведения исторического процесса к отдельным событиям и деятельности «великих людей»), признавали большую роль экономического фактора в общественной жизни (хотя, не признавая понятия «общественно-экономическая формация», понимали экономику очень поверхностно - как развитие обмена, эволюцию цен, заработной платы и т. п.).

Роль и место позитивистской историографии в истории исторической науки оценивается советскими учеными по-разному. Одни считают ее направлением, знаменовавшим начало упадка буржуазной историографии, и ставят его во всех отношениях ниже буржуазной историографии 1-й половины 19 века. Другие, признавая, что позитивистская методология истории стояла неизмеримо ниже возникшего одновременно с ней исторического материализма, была ему враждебна, отказалась от диалектического подхода к истории, характерного для наиболее прогрессивных течений буржуазной исторической мысли начала 19 века, все же считают, что в буржуазной историографии позитивистское направление представляло определенный прогресс: оно способствовало развитию новых исследовательских методов и широкому изучению экономической и социальной истории, ранее мало привлекавшей внимание буржуазных историков. С позитивистским направлением связано возникновение так называемое экономическое направления в буржуазной историографии. (О позитивизме в историографии см. подробнее в ст. Историография).

Во 2-й половине 19 века позитивизм почти безраздельно господствовал в буржуазной социологии и историографии. На рубеже 19-20 веков позитивизм в своей «классической» форме переживает кризис. Это было связано как с усилением реакционных тенденций в буржуазной обществоведении в эпоху империализма, так и с несостоятельностью самого позитивизма, обнаружившейся с полной очевидностью в новых исторических условиях и в связи с дальнейшим прогрессом науки. Позитивизм подвергается резкой критике «справа», со стороны реакционных субъективистских и релятивистских направлений буржуазной философской и исторической мысли (в частности, со стороны неокантианства). Произошла эволюция философии позитивизма - с конца 19 века возникла его новая историческая форма, так называемый эмпириокритицизм, или махизм (он был подвергнут научной критике В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм»); с 20-30-х годов 20 века получает распространение так называемый неопозитивизм. Известная часть историков, особенно французских, бельгийских, английских, и в 20 веке сохраняет верность методологии позитивизма в формах, более или менее близких к «классическому» позитивизму, или продолжает его традиции (с позитивизмом связана синтеза исторического школа А. Бера, в известной мере - методология школы «Анналов» и другие).

Е. В. Гутнова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Литература:

Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Лекторский В. A., От позитивизма к неопозитивизму, "ВФ", 1966, No 9; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Гутнова Е. В., Место и значение буржуазной позитивистской историографии второй половине XIX в. в развитии ист. науки (по материалам медиевистики), в сб.: Ср. века, в. 25, М., 1964; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967. См. также лит. в указанных работах, при ст. об отдельных представителях П. и при ст. Историография.

Понятие: